Меню

Интернет-газета «Северная звезда»

26.07.2018 13:57 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Город нашей юности

Автор: Лариса ШИТОЕВА
По поручению моих сестер Светланы Прядко (Новочеркаск), Ирины Казанцевой (Ростов-на-Дону)

Л. Шитоева, И. Казанцева, С. Прядко.

Сколько бы ни прошло лет, а нас по-прежнему тянет туда, где прошли наши детские и школьные годы. Вылетев из домашнего гнёздышка, кто-то пошёл в армию, кто-то поехал учиться в училище или техникум. У каждого из нас образовалась семья, появились дети, а сейчас уже и внуки, и даже есть правнуки. Но нас манит и зовёт наша малая родина – Бурмантово-Хорпия и город белых ночей – Ивдель. Здесь мы – Светлана Прядко (Дрема) и Ирина Казанцева (Моор) — бывали в разные годы, в последний раз это было в 2011 году, семь лет назад.

«Есть на севере хороший городок...»

И вот мы вновь ступаем по родной земле, сравниваем, каким Ивдель был в наш последний приезд и каким стал сейчас. Приятно было увидеть, что изменений произошло много, город стал еще красивее и благоустроеннее – обновились многие дома, а набережная вдоль реки – это просто фантастика. Работы, как мы увидели, не прекращаются, ведь это замечательно, значит, есть неплохая «хозяйская рука».

Еще семь лет назад строились музей, храм. А на сегодняшний день это два красивейших по своей архитектуре здания. Храм с его сверкающими на солнце куполами, на берегу реки Ивдель, мы, конечно же, посетили. Здесь нас радушно встретила Валентина Ивановна Шахматова. Убранство храма нас просто поразило – множество икон, чистота, порядок. Мы поставили свечи и еще раз насладились невероятной атмосферой, царящей здесь.

Посетили мы и музей. Здесь тоже нас встретили добрые и приветливые люди. Спасибо Вере Александровне Беллендир за ту работу, что она проделала для Ивдельского музея, и, конечно, всем ее многочисленным помощникам. В музее на снимке мы увидели свою родную Бурмантовскую школу, стали вспоминать, у кого за каким окном находился класс. Затем прошлись по музейным залам. Увидели прекрасную выставку работ преподавателей и учеников Дома детского творчества, самоваров, швейных машинок. Понравился зал русской избы, с настоящей печкой и домашней утварью. Все это запомнится нам надолго.

Покидая музей, мы оставили в книге посетителей свои восторженные отзывы.

А путешествие по городу юности продолжалось. Мы гуляли по улицам и вспоминали, что здесь когда-то стоял деревянный больничный городок, здесь находилось детское отделение, где Ирина Моор начинала свою трудовую деятельность после окончания Ирбитского медицинского училища. А через дорогу стояло двухэтажное деревянное здание, где ее определили на постой. На этом месте был построен магазин «Урал», теперь «Строймаркет». Работая в детском отделении, Ирина подружилась со своей коллегой Жанной Рогатюк, с которой всегда встречается, вспоминает свою совместную работу.

А вот здание Центра музыкального творчества, в котором когда-то находился детский сад № 26 «Огонек». Здесь уже проходила практика у Светланы Дрема. В 60-х годах ХХ века для старшеклассников в качестве дополнительного образования был открыт педагогический класс, который давал возможность оканчивать школу уже с профессией. Детсад был каменный, что для 60-х годов было прогрессом.

Затем наш маршрут пролег на улицу 60 лет ВЛКСМ. До 70-х годов она носила название Красноармейская. Мы вспоминали, как ходили по ней в школу № 1. Тогда здесь по обе стороны стояли частные деревянные дома, тротуар был из досок. Сейчас эта улица стала полностью другой – красивые многоэтажные дома, сетевые магазины «Магнит», «Пятерочка», «Красное&белое», гостиница, Дворец бракосочетания, Детская школа искусств, асфальтовая дорога, тротуары из бетона и плитки, и, конечно же, фонтан, возле которого можно посидеть, отдохнуть на лавочках, насладиться его прохладой в жаркий летний день.

Во время прогулок по городу были и приятные встречи. Так, Светлана Дрема, спустя 52 года, встретилась со своим одноклассником Славой Шахматовым. Возмужали, чуть-чуть седина, но это не беда, ведь душой они все такие же молодые. Вот такая неожиданная встреча, и правда поговорка иногда сбывается: гора с горой не сходится, а человек с человеком где-нибудь да сойдутся, так и здесь.

Как ты, малая родина?

В начале июля мы решили съездить на свою малую родину – в Бурмантово. В 7 утра ждали обещанное такси, но машина не приехала, а диспетчер на звонки не отвечала. Пришлось вызывать другое такси. Спасибо водителю Володе с гидролизного, он любезно согласился доставить нас на север Ивделя.

За разговорами наше путешествие пролетело быстро. Фото на память у карьера, остановка на Талице, встреча с земляками – сестрами Аней Паршаковой, Людой и Надей Кербель.

Вот и красавец мост через Лозьву. Семь лет назад эту переправу ремонтировали, и мы проходили по нему по доскам. Теперь можно проезжать на транспорте. Открылась панорама нашего некогда большого поселка. Кругом тишина… Правда, появились четыре новых домика. Значит, кому-то здесь нравится и хочется приехать, отдохнуть вдали от цивилизации. Но и в оставшихся старых домах чувствуется живая душа. А вот дом – окна забиты наглухо.

Проехав мост, едем на погост. Немногочисленные люди обращают на нас внимание, раз едут, значит, помнят. Мы навели порядок на могилках. Кроме нас здесь прибирались еще наши земляки с детьми и внуками, также приехали в поселок, чтобы отдать дань уважения своим родным.

Немного перекусив и отдохнув на берегу реки Лозьвы, сделав снимки на память, мы засобирались в обратный путь, а наш поселочек остался опять со своей старой бедой – как всегда нет света. Люди, приезжая на родину со всех уголков России, прежде запасаются продуктами в городе или в Полуночном, так как магазина здесь тоже нет. Но много ли возьмешь, где хранить?

Вот так из года в год живет Бурмантово.

Мы благополучно вернулись домой, и остались довольны поездкой.

Что еще хочется отметить? Мы не узнали реку Ивдель, с некогда чистой и прозрачной водой, за которую мы испытывали гордость. Похвастаться теперь нечем. Надеемся на лучший исход.

Но вот и все, настала пора уезжать. Спасибо тебе, наш город юности, что принял нас, подарил нам замечательное время, встречу с добрыми людьми.

Желаем всем ивдельчанам мира, добра и здоровья, а городу – процветания!