Рождество и Святки на Руси
В череде зимних праздников россиян Рождество занимает особое место как духовный, христианский праздник и вместе с тем любимый народом. За Рождеством следуют Святки – вот уж где раздолье для веселья! Накануне рождественских и святочных дней интересно будет вспомнить, а как проходили эти праздники на Руси? Откуда пошли те или иные традиции?
Рождество Христово отмечается православной церковью 7 января по новому стилю. Для православной церкви Рождество всегда было значимым праздником. История сына Божьего Иисуса Христа составляла и составляет основу христианской морали.
Для подготовки верующих к встрече и празднованию Рождества Христова был установлен Рождественский пост продолжительностью 40 дней. В народе его еще называли «пост холодный». Морозы обычно наступали в канун Рождества. Поэтому в сочельник – навечерие, канун Рождества (так назывался последний вечер перед праздником) в некоторых губерниях совершали ритуальные действия, целью которых было умилостивить мороз, чтобы весною не побил он ярового хлеба, капусты и огурцов:
«Мороз, мороз! Ходи в хату кутью есть! Зимой ходи, а летом под колодиной лежи!»
Думается, такой обряд не утратил смысла и в наши дни, особенно актуален он для огородников, чьи участки страдают от весенних, да порой и летних заморозков.
В сочельник есть не полагалось до первой звезды. Но вот семья возвращается из церкви, садится за ужин. Ужину в рождественский сочельник придавалось большое значение. Избу тщательно убирали, стол накрывали чистой скатертью, на стол выставлялась кутья с сытой, овсяный кисель. Ели в торжественном и строгом молчании. Крестьяне заставляли ребятню лазить под стол и «цыкать» там цыпленком — чтобы куры хорошо водились. В эту же ночь обильно кормили скот. Первый блин в сочельник давали овцам. От Рождества до Крещения охотиться на зверей считалось грехом – с охотником несчастье случится. Воры стараются аккуратнее стащить какую-либо вещь в ночь перед Рождеством, тогда на весь год успех воровства считается обеспеченным.
И вот наконец приходит Рождество. Рождество весело отмечается во всем христианском мире. Традиция украшения рождественской елки восходит к далеким языческим временам. В этот праздник дерево, не только ель, увешивали плодами, прося богов о хорошем урожае. И по сей день среди елочных игрушек немало искусственных фруктов и овощей. Но христианская культура ввела новое понимание символического смысла рождественской ели. Увенчанная Вифлеемской звездой, она возвещает о рождении Спасителя, а богатое убранство — это дары, принесенные волхвами, и знак всеобщей радости и ликования.
Едва на небе появляется первая звезда, православные садятся за ужин с кутьей сочельнической, а молодежь уже сбивается в шумные ватаги, готовится идти по деревне – колядовать. После серьезной части праздника, проходившей за домашним столом, начиналось святочное веселье. Святки — это «славление Христа», колядование. Коляда как праздничное действо уходит своими корнями в дохристианский цикл праздников зимнего солнцеворота. Коляда сопровождается хождением со звездой, вертепом (изображением пещеры), гаданиями, ряжением, исполнением колядок.
«Пришла коляда
Накануне Рождества»,
«Коляда пришла
Рождество принесла».
Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. По всей территории России был распространен обычай святочного обхода домов молодежью и детьми. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с удовольствием слушала колядки.
«Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок,
Хоть блин,
Хоть сала клин!»
Любимой маской ряженых был медведь, а иной раз на посиделки врывалась целая ватага «нечисти»: парни любили наряжаться в белые длинные рубахи, вывернутые тулупы, надевались заготовленные заранее страшные маски и пугали своим видом девушек. Эта игра была не только веселым развлечением, но имела и магический смысл: выгнав из дома «нечисть», пусть даже ряженую, можно быть уверенным, что нечистая сила побеждена. Считалось, что нечистая сила становится очень активной в святочные вечера. Как бы в подражание ей парни по деревням вовсю чудили: опрокидывали поленницы дров, закладывали чем попало ворота, взбирались на крыши и закрывали досками трубы. В наши дни игры и ритуальные действия коляды потеряли свое магическое значение и превратились в яркое народное развлечение.
Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом — главный смысл и цель святочных вечеров. Девушки гадали много и по-разному, ночи напролет меняя способы и формы испытания судьбы. Ходили «слушать» за деревню на перекресток дорог — где собака залает, туда и замуж идти, «пололи снег» — набранный в полу пальто снег нужно было перекинуть через левое плечо с просьбой послать жениха. Очень распространено было гадание с помощью петуха: на полу перед петухом раскладывались разнообразные предметы. Какой первым клюнет – такую и судьбу ждать. Например, клюнет ножницы – муж будет портной, золу — табачник.
Заканчивались Святки с их весельем, гаданием, ряжением, праздничным беспутством и озорством Иорданью – водосвятием на Крещение.
Народные приметы в праздничные дни
Сугробы высоко набило – к хорошему году.
Если оттепель — весна будет ранняя и теплая.
На Рождество метель — пчелы хорошо роиться будут.
В святочные дни надо избегать какой-либо работы — будет неблагополучие в семье, в хозяйстве.
О Святках гнутой работы не делают (обручей, полозьев), а то приплода скота не будет.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.