Меню
12+

Интернет-газета «Северная звезда»

09.04.2020 10:58 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 09.04.2020 г.

Детство, опаленное войной

Автор: Лариса ШИТОЕВА

И. В. Вяткина. 2012 г. Фото из семейного альбома.

Приближается великая дата – 75 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Мы помним и чтим тех, кто завоевал эту Победу, кто ковал ее в тылу, через что пришлось пройти нашим близким и родным. Было все – и горечь поражений, и радость побед, кто-то прошел концлагеря, Освенцим, Бунхенвальд, но не сломились, верили, что Победа будет за нами. А что пришлось пережить детям в грозные 40-е? Какая горькая и несправедливая участь их ждала… В Ивделе проживает немало детей войны. И сегодня мой рассказ пойдет о женщине, которую в городе знают многие – Ирине Васильевне Вяткиной.

МАМА ПОГИБЛА ВО ВРЕМЯ БОМБЕЖКИ

Родилась Ирина 9 мая 1938 года в г. Минеральные воды, Ставропольского края. В семье она была вторым ребенком, старшей сестренке Розе было уже пять лет. Отец был немецкой национальности, работал водителем, часто привозил гостинцы своим маленьким дочкам. Мама была домохозяйкой, занималась дочерьми. Был у них свой дом, приусадебный участок. Роза в 1940 году пошла в первый класс. Все было хорошо, если бы не нагрянувшая война…

По рассказам сестры Розы, моя собеседница знает, что вначале отца призвали в армию, но пришел приказ – всех немцев отправлять в тыл. Ирина помнит эвакуацию из города.

– Мама собрала вещи, документы, – рассказывает Ирина Васильевна. – Мы и еще две семьи погрузились на телегу и двинулись в путь, подальше от этого ада. Помню, людей было много и солдат, гнали как стадо, наверное, колхозное. И вдруг налетели фашистские стервятники. Мама нас с сестрой накрыла своим телом, а я, из-за любопытства, хотела посмотреть на самолеты… И все на этом оборвалось в моей памяти. Не знаю, сколько прошло времени, я открыла глаза и услышала плач, стоны. Взглянула на руки, а они все в крови. Я стала кричать, звать свою мамочку и сама себя не слышала, и опять провал. Очнулась я оттого, что меня кто-то тянул за руку. Мне казалось, что это глубокая яма, а на самом деле это была железнодорожная насыпь, а тянула меня наверх моя сестра Роза. С того момента мы потеряли самое дорогое в жизни – свою маму. Я до сих пор не могу вспомнить ее образ, документов, фотографий у нас с сестрой не было. Я даже не знаю, кто нас подобрал, как ехали, куда? Оказались мы в детском доме им. Молотова в г. Кустанае. Так как я была мала, меня оставили здесь, а Розу отправили в другой детский дом. Как мы плакали при расставании  друг с другом. Роза мне кричала: «Ирочка, я тебя обязательно найду, не брошу».

ДЕТСКИЙ ДОМ

Так продолжились мучения маленькой Ирочки. В детдоме было много таких детей, эвакуированных из мест, где ступала нога фашистов, потерявших родителей во время отступления и бомбежек, кто с первых дней познал все ужасы войны. И здесь, как вспоминает Ирина Васильевна, доставал голод, холод, жили при керосиновых лампах. Здесь Ирина пошла в первый класс. Тетрадей не было, учились писать на газетах.

– Помню, – рассказывает Ирина Васильевна, — когда наступил долгожданный день Победы. Мне тогда было уже 7 лет. Все кругом ликовали, пели песни. Как мы, все ребята, ждали, что вот-вот  за нами приедут наши родители. Конечно, были счастливчики, которых после победы забирали родственники. А я даже не помнила ни папу, ни маму, как их звать. Мне ведь в детдоме выписали новое свидетельство о рождении, где было указано мое имя, а в графе «родители» — прочерк. А отчество – Васильевна, так записали, хотя, как потом выяснилось, папу звали Андреем. Окно в нашей комнате выходило на дорогу, и мы видели, кто приезжал в детдом. Завидев кого, я тут же срывалась и бежала встречать, думая, что это за мной…

Ирина Васильевна вспоминает, как однажды к ним в детский дом привезли документальный фильм о войне. 

– Мы внимательно смотрели на экран, сделанный из простыни, как вдруг с экрана как будто бы на нас стали надвигаться танки, самолеты сбрасывали бомбы. Что тут началось, крики, плач, мы все попрятались под скамейки, кто-то побежал, и сеанс прервали. Воспитатели стали успокаивать нас. Так глубоко в памяти у всех засела эта война.

Когда Ирине исполнилось 14 лет, их стали отправлять на работу к местным казахам, где в семьях было много детей. Кормили плохо и ребята сбегали в свой детский дом, а их опять возвращали.

– Вот так я прожила в этом детдоме до 1954 года, — рассказывает Ирина Васильевна. – Здесь окончила 7 классов. Роза нашла меня в 1947 году, приезжала ко мне, но забрать меня в то время у нее не было возможности. А еще Роза нашла нашего отца – Андрея Яковлевича Шрейнера. Оказывается его, как и многих других людей немецкой национальности из Казахстана вывезли на Урал. Наш отец попал в трудармию в поселок Полуночное. Роза вела с ним переписку, к тому времени у него уже была вторая семья – взял женщину с ребенком. Тетя Мария, так ее звали, была тоже в трудармии, у нее рос сын. В 1951 году родился уже совместный сын Витя, а в следующем рождается еще сын Вова.

В 1952 году Роза приезжает к отцу в Полуночное, перед этим заехав в Кустанай, чтобы повидаться с сестрой. Они долго пробыли вместе, сделали в ателье совместное фото. Когда поезд тронулся, Ирина долго бежала за ним, плакала и думала, что больше не увидит родной сестренки. Так она жила в неведении еще два года. И вот приходит письмо от Розы. Сестра сообщала, что у нее есть семья, работа и звала приехать к ней.

ВСТРЕЧА С УРАЛОМ

Ирина и Юрий Вяткины едут с целины. 1958 г.

Как я добиралась до Полуночного, – вспоминает Ирина Васильевна, – об этом можно рассказывать долго. Но хочу сказать, что на моем пути всегда попадались хорошие, добрые люди. С мытарствами, пересадками, я все же добралась до места назначения. Шел тогда 1954 год.

Встреча дочери с отцом, вопреки ожиданиям, прошла тяжело, Ирина поначалу воспринимала его как дядю. Лишь спустя годы, она назвала его папой. А вот с его женой Марией они быстро нашли общий язык, что не скажешь о Розе – она все-таки помнила маму.

– В 1955 году в семье отца родился еще один сын, Саша. Как я любила всех своих братьев! – говорит Ирина Васильевна. – Сестра Роза работала штукатуром-маляром, принимала участие в строительстве Дома культуры им. Жданова. В 1970 году Роза с мужем, сыном и дочерью уезжают в город Прохладный. А я устроилась на работу в лесопильный цех.

Маленькой, небольшого росточка, Ирине приходилось делать все. Да она и не боялась никакой работы, была заводилой в коллективе, любила петь. Для нее жизнь пошла в новом русле. Летом 1958 года Ирину и еще нескольких активистов отправляют по комсомольской путевке на уборку хлеба. И, вы не поверите, туда, откуда она приехала на Урал – в Казахстан. Пробыли они там до ноября месяца. Здесь Ирина встречает своего единственного и неповторимого будущего мужа Юрия Вяткина, который тоже приехал с Ивделя по комсомольской путевке. Они сразу же приглянулись друг другу. Юрий был веселый парень, при нем всегда был его баян, с которым он нигде не расставался. Песни у костра, танцы, все проходило под его баян. Так возникла крепкая любовь. Когда они вернулись в Ивдель, то уже к новому году, 29 декабря, расписались. В 1959 году в семье Вяткиных родилась дочь Светлана. Супруги были просто счастливы.

МИРНАЯ ЖИЗНЬ

Ирину в семью мужа приняли хорошо. Часто все вместе ездили к ее отцу в Полуночное, пока те в 1965 году не уехали в Алма-Ату. Ирина Васильевна 25 лет проработала в детском саду «Подснежник», затем 17 лет – в кинотеатре «Северный маяк». Муж работал водителем скорой помощи и в ЦРММ.

Иногда ездили в гости к моей сестре Розе, – рассказывает И. В. Вяткина. – Однажды Роза меня повезла туда, где я родилась. Там ничего уже не было, и мы просто постояли на том месте, помолчали. Съездили к отцу в гости, светлая ему память. Братья живут в Германии, один – в Санкт-Петербурге, мы с ним общаемся. С мужем мы прожили 39 лет, к сожалению, в 1997 году его не стало. Ох, как тяжело без него было, но у меня есть надежная опора – дочь, зять, внуки. Я им очень благодарна.

Ирина Васильевна благодарит судьбу, что привела ее на далекий Северный Урал, где она нашла свою пристань, обрела новых друзей, добрых родственников. «Говорю «Спасибо!» ивдельчанам, что дали мне вторую жизнь», – такими словами закончила свой рассказ о себе моя героиня.

И. В. Вяткина имеет трудовой стаж 53 года. Она – ветеран труда. За многолетний, добросовестный труд Ирина Васильевна награждена почетными грамотами, благодарностями, ей давали путевки в санатории и дома отдыха. Ее не забывают в детсаду № 1, приглашают на праздники, юбилеи. Дочь Светлана, окончив Серовское музыкальное училище, трудится музыкальным работником в детсаду микрорайона лесозавода.

А еще Ирина Васильевна удивительная хозяйка. Живя в своем доме до 2000 года, она садила много цветов, это был просто райский уголок. А сейчас она живет в квартире и на окнах есть тоже множество комнатных цветов. Еще она любит вышивать крестиком, и целая галерея картин заполняет комнату.

В Ивделе И. В. Вяткина живет уже 66 лет, и с радостью отмечает, как за последнее время город преобразился. Она желает всем ивдельчанам мира, добра и, главное, беречь своих мам.

Желаем Вам, Ирина Васильевна, здоровья, долголетия, оптимизма!   

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

121