Меню
12+

Интернет-газета «Северная звезда»

03.10.2019 10:18 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 03.10.2019 г.

Сильная половина в педагогике

При воспоминаниях о школьной линейке и первом школьном звонке у многих всплывает классическая картина: нарядные одноклассники с пестрыми букетами в руках, стихи и песни о начале учебного года, радостях школьной жизни и, конечно, – учителя, вместе с которыми дети «бок о бок» проходят эти чудесные школьные годы. А много ли на этом пути встречается учителей – мужчин?

На сегодняшний день статистика по этому поводу удручающая: на десять женщин-педагогов в школах приходится всего один мужчина. А средний возраст учителей – 46 лет.

Почему так сложилось? Кто эти отважные, что все-таки идут учить детей? Что ими движет? В канун профессионального праздника мы решили узнать это у самих мужчин-педагогов.

Достойный пример

На этот вопрос Сергей Витальевич Шелгачев, учитель физической культуры и технологии школы № 2 (микрорайон Ивдель-4) всегда отвечает с долей иронии: – Познакомился с будущей женой, когда она проходила практику у нас в школе. Вот и загорелся желанием стать педагогом. К тому же поступило предложение от директора нашей школы № 21 Жигаревой Ольги Николаевы поработать заместителем директора по военной части. В то время у меня была вторая по размеру зарплата в школе после директора. Потом я вел ОБЖ, сейчас преподаю физическую культуру и технологию, но за 29 лет работы в школе ни разу не пожалел о своем выборе, – рассказывает Сергей Витальевич. – Не последнее место в выборе профессии сыграл пример моей школьной учительницы по физкультуре Татьяны Николаевы Дрелинг. Для меня она всегда была образцом для подражания. На таких педагогов нужно равняться!

Проверка на прочность

В отличие от педагогов-стажистов, молодым учителям приходится сложнее. Ведь опыт в этой профессии, как ни в какой другой, играет, порой, очень важную роль.

– Когда я поступал в институт естественных наук и математики, то планировал заниматься компьютерными технологиями. Если пойти в науку, то там за больший объем работы будущие ученые получают небольшую зарплату. А в школе проще, к тому же общение с детьми – это интересно. Меня сейчас вполне устраивает умеренная нагрузка и достойная зарплата, – рассказывает Николай Сергеевич Мотовичев, учитель физики школы № 2.

Он не скрывает, что опыт в этой профессии дорого стоит, а свое становление в роли учителя Николай Сергеевич прошел в первый год работы: – Это была такая проверка на прочность, которая была просто необходима для того, чтобы я научился ладить со своими учениками, – говорит он.

Теперь молодой педагог понимает, что для своих учеников нужно быть примером: — Общаться с учениками я стараюсь на культурном, литературном языке, не использую молодежный сленг, а вот когда объясняю тему, то тут позволяю иногда использовать понятные для нынешней молодежи выражения. Ведь тогда предмет становится намного интереснее. Но постоянно говорить с ними на сленге нельзя, ведь нужно, чтобы ученики не принимали учителя за своего приятеля, а брали с него пример, – рассказывает Николай Сергеевич, – В работе учителя есть свои плюсы и минусы: минусы появляются, когда слишком большая нагрузка. А плюсы конкретно в моем случае – это коллектив, потому что у нас никто никогда не упрекнет за ошибки, а наоборот, помогут их исправить. Бывает, что меня просят помочь коллеги, я не отказываю, потому что считаю, что на этом и держатся взаимоотношения в коллективе.

Продолжатель династии

«Я никогда не считал, что учитель – это женская профессия. У меня были способности к предмету, нравилось, как выглядят учителя, их статус в обществе. Мои родители – педагоги. Видел профессию изнутри и пошел по их стопам. Сейчас преподаю математику и физику. Работаю в школе девятый год, – рассказывает Денис Николаевич Русинов, учитель школы № 3 поселка Полуночное, — Это не очень популярная профессия. Работа с людьми сложна, уже на этапе выбора это становится очевидным». Отметим, что супруга Дениса Николаевича тоже учитель, у них двое детей.

Вспоминая первые годы работы, он улыбчиво утверждает, что никакой «проверки» со стороны учеников не было. – Это все осталось где-то в «Ералаше», в анекдотах. Мне сложно представить, что дети, с которыми я работаю, такое сделают», – говорит он.

«Конечно, у мужчины есть преимущества в профессии, – считает Д. Н. Русинов. – Мужской взгляд на жизнь отличается от женского, он более прагматичный. Считаю, что мужчина должен быть в школе. Не должен ребенок расти только под женским влиянием. В садике – женщины, в начальной школе в основном тоже женщины, получается, что поколение у нас воспитывают женщины. Не должно быть так, ученики должны видеть мужской пример. Но исторически так сложилось, что учителя – женщины, и укоренилось представление о том, что учитель — это женская профессия».

Учитель начальных классов

Первый учитель в памяти каждого – это, безусловно, женщина. Мужчин среди них быть не может? Однако, вопреки этому стереотипу, в школе № 3 поселка Полуночное третий год работает учителем начальных классов Максим Васильевич Худяков, который к тому же дополнительно преподает робототехнику в центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (об открытии центра в п. Полуночное читайте на странице 1).

– Еще в школе точно знал, что пойду в педагогику, открытые уроки проводил с радостью – это было для меня открытием души. Подумал, решил, что предметником не хочу быть, я свой характер знаю, мне было бы сложно работать с подростками, поэтому выбрал начальные классы».

«С зарплатой у учителей начальной школы не так, как у преподавателей старших классов. Мы не берем дополнительные ставки по другим предметам. Приходится вести кружки, внеурочную деятельность. И за счет этого зарабатываешь. Зарплата средняя, не скажу, что она маленькая», – рассказал Максим Васильевич.

С младшими школьниками и общение другое: – На перемене – дружеские отношения, а когда наступает урок, тут необходимо проявлять себя как наставник, – поделился он.

Работает с парнями

Еще одна необычная история вхождения в профессию педагога у Антона Викторовича Бухарина, преподавателя технологии в школе № 1. «Я работал на гидролизном заводе, руководил спиртовым цехом. Завод закрыли. Желание руководить осталось, но уже решил попробовать себя на новой стезе, с детьми. Мне показалось это интересным. Пришел, попробовал, понравилось, работаю уже 14-й год», – рассказывает Антон Викторович.

Он считает, что ему повезло работать с мальчиками и юношами, ему интересно обучать их истинно мужским навыкам. – С пятого класса мальчишки приходят на труды, для них все это новое. Раньше они работали ножницами, клеили, а тут приходят, видят станки, инструменты различные. Им интересно, у них глаза горят, слушают чуть ли не с открытыми ртами. В первый же день у нас идет инструктаж о том, что в мастерских запрещено баловство и озорство, чтобы они не получили травму. Поэтому ребята понимают это на первом же уроке и дальше уже ведут себя в соответствии с правилами».

«Может, плюс мужчины-педагога в том, что он строже. Если вспомнить времена СССР, то с дисциплиной получше было. Сейчас у нас дети более шаловливые, – считает А. В. Бухарин. – Могут пойти в педагоги те, кому интересна эта профессия, кто любит заниматься с детьми. Женщины больше любят заниматься детьми, мне кажется».

Учитель-руководитель

Заместитель директора школы № 1, преподаватель информатики Александр Анатольевич Иванов изначально не планировал быть педагогом: «Получал профессию программиста. Захотелось передать какой-то опыт и внезапно получилось. Преподаю уже десять лет» – говорит Александр Анатольевич.

Безусловно, для каждого учителя поддерживать дисциплину в школе, просто необходимо, ведь без этого невозможно добиться усвоения любого, даже самого простого учебного материала. И тут, казалось бы, превосходство учителя-мужчины очевидно. Для наведения порядка ему порой нужно только сдвинуть брови, и все становится на свои места. Однако Александр Анатольевич с этим утверждением не совсем согласен: «Я бы не сказал, что мужчина-педагог лучше женщины-педагога. Женщины более эмоциональны, поэтому зачастую такой подход детей заводит. Мужчины более практичны, у них всегда конкретные требования. Но я не скажу, что один подход хуже другого. Все индивидуально, потому что дети все разные.

У всех свой подход. В некоторых случаях действительно мужчине легче поддержать порядок в классе. Женщины зачастую действуют добром и лаской, а мужчины – применением кнута и пряника, в зависимости от ситуации», – считает он.

Сегодня в школах мужчин-педагогов стало все-таки несколько больше, чем 15 лет назад. Работа учителя — труд очень кропотливый, и не каждый мужчина психологически готов к такой работе. Это все-таки важный фактор. А вообще, не стоит делать большого разграничения – школе нужны профессионалы, личности, которые любят и понимают детей. И не так важно, мужчина это или женщина.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

39