Меню
12+

Интернет-газета «Северная звезда»

12.02.2020 11:11 Среда
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 13.02.2020 г.

Беспокойное сердце учителя

Автор: Наталья СОКОЛОВА

Н. Н. Штибинг. Фото: Константин Терехин

Удивительный человек Нина Николаевна. Она постоянно видит перед собой новые горизонты. Сначала – на уровне мечты, потом – на уровне жизненной цели, и в конечном итоге цель претворяется в жизнь. Незадолго до своего восьмидесятилетнего юбилея Нина Николаевна решила заняться итальянским языком. Результатом изучения должна была стать поездка в Италию и языковая практика с итальянцами. Поездка в Италию состоялась. Но вот незадача: хозяева мини-гостиницы, где остановилась Нина Николаевна, по-итальянски разговаривать категорически отказывались, потому что... начали изучать русский язык и поставили условие говорить только по-русски. Но решение ивдельской туристки не изменилось: она еще раз поедет в Италию, чтобы все-таки общаться с итальянцами на их языке.

Вот такой человек Нина Николаевна, продолжает жить под комсомольским девизом «Всегда вперед, назад ни шагу!». Наверное, большинство из вас, уважаемые читатели, кто проживает в городе¸  догадались, что речь пойдет об известном и уважаемом в Ивделе человеке, учителе начальных классов Нине Николаевне Штибинг, которой в феврале 2020 года исполняется 80 лет.

В 1940 году в семье Черданцевых появилась девочка. Назвали Нина. Семья жила в городе Свердловске. Отец проходил срочную службу и новорожденную подержать на руках не смог. Только в 1941 году, отправляясь на фронт и будучи проездом в Свердловске, заскочил домой на пару минут, поцеловал дочку. Больше они друг друга не видели. Отец пропал без вести подо Ржевом в первые дни войны.

Детство маленькой Нины прошло в семье дедушки и бабушки по отцовской линии. Место жительства – город Свердловск, деревянные бараки возле фабрики «Уралобувь», обычная рабочая слобода, характерная для того времени. Дедушка работал на фабрике диспетчером, несмотря на невеликую грамотность был на хорошем счету. Кроме не вернувшегося с войны Нининого отца, в семье было еще двое сыновей. Шло время, сыновья женились, обзаводились детьми, а барачная жилплощадь оставалась прежней – одна комната. Жило в ней одиннадцать человек Черданцевых. Глава семьи на лето строил землянку, уходил жить туда. Нина с бабушкой спали на полу, на «лапотине», как говорила бабушка. Что интересно, ни одного раза в своей жизни спящая на полу девочка не замерзла. Вот такой вот добротный и теплый был барак.

В общем коридоре, в который выходили двери всех комнат, было чисто и тепло. В нем всегда играли дети. Любимая игра — в школу. Нина поначалу была ученицей в этой игре, когда подросла — учителем. К моменту завершения образования решение было принято — буду только учителем и непременно учителем начальных классов.

60-е годы

В 1957 году, в год окончания Ниной Черданцевой школы, приема в педучилище не было. Решила ждать год, попробовать на следующий. Нужно было начинать работать, в семье достатка особого не было, а хотелось одеться, обуться, принести в дом копеечку. Начала с курсов токарей. Закончила их – устроилась учеником на завод. Через три месяца поняла — не мое! В резерве проводников получила специальность проводника. Съездила в Ленинград, потом – в Тавду. И снова – не мое!

Следующей была фабрика «Уралобувь», предприятие в семье известное. Поступила учеником. В мае началась практика, в мае же открылся прием в педучилище. Не суждено было Нине стать представителем рабочей профессии. Подала документы в педучилище. И поступила.

Кипучая молодая энергия звала Нину к комсомольским подвигам, поэтому на распределении вместе с подругой заявили: «Направьте нас как можно дальше». Просьба членами комиссии была охотно исполнена. Так подруги оказались в Ивделе. В Ивдельском гороно молодые учительницы удивили сотрудников не меньше, чем членов комиссии по распределению: «Нам бы побольше трудностей». Трудностей с избытком хватало в поселке Митяево: две улицы вдоль берега Лозьвы, двухкомплектная школа и отсутствие электричества. Так начиналась педагогическая биография Нины теперь уже Николаевны Черданцевой.

Удивительно, но молодая учительница, коренная свердловчанка, горожанка, житье  в Митяево полюбила. Раз и навсегда   полюбила школу: учеников, проверку тетрадей, работу с родителями, общение с ними и их детьми вне стен школы. И хотя в училище не обучали работать сразу с двумя разновозрастными классами, но опыт пришел.

А больше всего подругам нравилось, что в поселке есть клуб. Обе они играли на мандолинах, организовали клубную самодеятельность с учениками и жителями поселка. Еще одно доброе дело молодых учительниц — активная борьба за электричество. Писали письма в соответствующие инстанции, свет в Митяево появился.

Жизнь продолжалась. После закалки митяевской глухоманью была работа в школе № 1, встреча с будущим мужем – Геннадием Петровичем Семенищевым, увы, совсем не сладкая семейная жизнь.

Нина Николаевна боролась за сохранение семьи всеми доступными средствами. Приняла решение – «вытащить» Геннадия из его постоянного окружения. В то время компрессорные станции только строились, но вопрос подготовки специалистов уже стоял. Желающим предлагалось на год поехать в город Ростов-на-Дону, учиться, жить в общежитии и получить профессию слесаря КИПиА.  Супруги Семенищевы оказались в Ростове. Так Нина Николаевна в первый и последний раз изменила профессии. Но утешало то, что семейная жизнь изменилась к лучшему.

После возвращения в Ивдель нужно было работать в соответствии с новой специальностью. Какой скучной и неинтересной показалась Нине Николаевне эта работа! Не выдержала — пошла в гороно проситься обратно. Сначала дали место в школе в городке (была такая, от нее осталось название переулка — Школьный), потом снова вернулась в школу № 1. Вся остальная трудовая биография прошла в этой школе по профессии учитель начальных классов. Даже когда получала заочно высшее образование, делу жизни не изменила, не стала предметником, а выбрала направление «методика начального образования».

Вряд ли найдется на свете такой человек, у кого жизнь протекает безоблачно и без проблем. Не была она безоблачной и у Нины Николаевны. После возвращения из Ростова семейные отношения снова ухудшились и завершились разводом. Нина Николаевна осталась одна с первенцем Мишей. В 36 лет познакомилась с Петром Яковлевичем Штибингом. В браке с ним родилось двое детей – Ирина и Георгий.

После достижения пенсионного возраста Нина Николаевна проработала еще два года. В 57 лет завершила трудовую биографию, честно признавшись самой себе: нет уже того азарта и подъема, что позволяют учителю на крыльях лететь в школу. А без этого работать  неинтересно.

В 60-е — 70-е годы актуальным был вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?».  Сейчас уже точно известно, что нет. А вот Нина Николаевна доказала, что после выхода на пенсию жизнь есть, да еще и какая интересная. Из благоустроенной квартиры Нина Николаевна и Петр Яковлевич переселились в дом с участком. С удовольствием занимались садоводством и огородничеством. Потом Петр Яковлевич ушел из жизни. Нина Николаевна снова осталась одна.

После смерти мужа, переехав в благоустроенную квартиру, Нина Николаевна растерялась: что я буду делать? Взрослые дети живут своей жизнью, благоустроенная квартира много времени не занимает. Надо было чем-то заполнять образовавшуюся в душе пустоту. Однажды, навещая школьных коллег, увидела на столе старый учебник английского языка. Оказалось — устаревший, подлежит списанию. «Дайте его мне», – попросила Нина Николаевна и начала изучать английский язык, который учила еще в Свердловской школе. После года самообучения возникла необходимость с кем-то на языке общаться. К ней стал приходить мальчик-школьник, у которого с английским было не очень. Так начался новый этап в жизни учителя на пенсии – помощь тем, кто по английскому в школе отстает. Сейчас обучение английскому на дому составляет важную часть жизни Нины Николаевны.

Старший сын Михаил, к этому времени успешный предприниматель в Екатеринбурге, сделал маме подарок — купил тур в Англию, чтобы мама мир посмотрела и настоящий английский услышала. Красоты Лондона так обворожили Нину Николаевну, что сделалась она заправской туристкой европейского масштаба. Она открыла для себя безграничный мир – Турция, Египет, Санкт-Петербург, Таиланд, Вьетнам, Греция, Италия. В прошлом году одолевшие болезни не позволили отправиться в путешествие, но если есть задача – снова посетить Италию, значит, она будет выполнена.

Отдав много лет работе учителя, Нина Николаевна дает советы молодым педагогам. Во-первых, больше внимания уделять изучению личности ученика, его индивидуальных качеств, характера, взаимоотношений в семье. Узнать всю его подноготную – чем болел, что любит, с чем никогда не соглашается. А во-вторых, больше времени проводить с учениками и родителями за пределами класса. Всевозможные экскурсии, турпоходы, поездки очень помогут и сблизят с родителями. Конечно, педагоги сегодняшнего дня могут возразить, что загружены они не относящейся к педагогике деятельностью гораздо больше учителей прошлых лет, но тут уж как хотите – можете принять к сведению эти дельные советы, можете – нет.

У Нины Николаевны Штибинг большая семья, любящие дети и внуки. Михаил, старший, как уже говорилось, предприниматель, работает на рынке недвижимости в Екатеринбурге, Ирина – юрист, начальник службы судебныхприставов, живет в Волгограде. Георгий – в Екатеринбурге, там же и внук Максим. «Волгоградские» внуки – Никита и Илья. Никита – студент медицинского вуза, Илья – второклассник. Внук Саша – студент московского вуза, Вова – девятиклассник, это дети семьи старшего сына. Самая старшая и единственная внучка – Анастасия. Она, как и бабушка, педагог, работает в частном детском саду в городе Челябинске. А еще есть маленькая правнучка – четырехлетняя Полина.

... Нине Николаевне Штибинг — 80! Это много? Конечно, не мало. И болезни есть, что и говорить. Но  Нине Николаевне перешагивание планки с цифрой «80» ничуть не мешает продолжать уверенно глядеть вперед, ставить для себя новые цели и никогда не останавливаться на достигнутом. И в восемьдесят можно помогать детям, заботиться о внуках, ходить пешком на дачу на Красный яр, мечтать о далеких странах и учить детей английскому. В связи с этим известную одесскую поговорку «Чтоб я так жил» хочется перефразировать и сказать «Чтоб каждый из нас в свои 80 так жил!».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

27