Меню

Интернет-газета «Северная звезда»

22.03.2021 08:00 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 18.03.2021 г.

Заповедник «Вишерский» –стерильная земля по соседству с Ивдельским округом

Автор: Людмила ЗАЙКОВА
директор МБУ «Ивдельский ИЭ музей им. И. Е. Уварова»

На горе Полюд

Когда в 2019 году директор Вишерского заповедника Павел Бахарев пригласил работников Ивдельского музея им. И. Е. Уварова на конференцию «Наследие финно-угорских народов» в г. Красновишерск, мы не думали, что это начало большой дружбы нашего музея и заповедника.

В августе прошлого года мы приняли участие в экспедиции, организованной заповедником «Вишерский». Об этом подробно рассказывалось в газете «Северная звезда» от 03.09.2020 №35, от 10.09.2020 № 36, от 17.09.2020 №37.

Уже тогда Павел Николаевич пригласил представителей нашего музея на юбилей заповедника. Мы не могли остаться в стороне, чтобы не поздравить ФГПБУ «Государственный природный заповедник «Вишерский»» с 30-летним юбилеем со дня образования.

«Вишерский государственный заповедник образован 26 февраля 1991 г. на крайнем северо-востоке Пермской области. Площадь заповедника — 241200 га. Площадь охранной зоны — 52218 га. Здесь находится нетронутый массив темнохвойной тайги и гор, расположенный в живописнейших местах Северного Урала у истоков реки Вишеры. Невысокие (до 1469 м) каменные хребты с загадочными мансийскими названиями, чистейшие таёжные реки, ручьи и маленькие водопады, уникальное сочетание европейской и азиатской флоры и фауны — все это охраняется и изучается сотрудниками заповедника «Вишерский»» — так коротко можно узнать о заповеднике на их сайте.

Это сказано всего в двух словах об огромной территории, которую содержит в первозданном состоянии и изучает коллектив, неравнодушных к сохранению природы сотрудников.

26 февраля нас ждала столица Пермского края город Пермь. Я – директор музея Людмила Зайкова, и хранитель музейных предметов Татьяна Бибикова с группой товарищей прибыли в ДК Ленина, где состоялось эколого-просветительское мероприятие «Заповедник «Вишерский». Сохраним вечность». Директор заповедника «Вишерский» Павел Николаевич Бахарев рассказал о последних достижениях в работе за последние годы с демонстрацией фильма. Сам он возглавляет заповедник уже более 16 лет. Научный сотрудник Сергей Зимин поведал о работе в заповеднике ученых, о том, как сохраняются отдельные виды животных, продемонстрировал и прокомментировал записи с видеоловушек.

Конечно, в этот день было много поздравлений и подарков, как от представителей вышестоящих органов, так и от друзей заповедника. Нашу команду Павел Бахарев представил, как самых дальних гостей. На что я ему заметила, что по сравнению с другими, мы самые близкие соседи – по прямой всего 160 километров между Ивделем и Красновишерском. И если проложить прямую дорогу, то мы сможем друг к другу вечерами ездить на чай. А так только до Перми мы проехали более 700 км. Поздравления наши были краткими и по существу, тем более, что подарки мы оставили для вручения их в Красновишерске.

А до Красновишерска ещё более 300 км. Приехав уже ближе к ночи, мы определились на ночлег на базе заповедника в гостевом доме. С утра пошли на тропу здоровья, которая находится рядом с музеем природы заповедника и проходит по одной скале, огибая её с востока на запад с подъемом на 50 метров и протяженностью в один км. Здесь нас ждала встреча с Золотой Бабой, медведем, лосем, другими животными и птицами, Бабой Ягой и мансийским лобазом – у всех макетов обитателей тропы обязательная табличка с небольшим рассказом о каждом.

После быстрого завтрака нас уже ждала вереница снегоходов для совершения восхождения на цепь прибрежных Вишерских скал (высота 150 метров) – Ветлан. Дух захватывало от скорости, ветра, свежего воздуха и умопомрачительных видов! Я смотрела с Ветлана на открывающуюся панораму, и понимала, как широка наша страна, а видна-то мне была только маленькая её часть. Но, когда мы после обеда поднялись на другую гору Полюд (высота 527 метров) – я поняла, что такой живописной, сказочной, фантастической красоты я ещё не видела!

На вершине Полюда до недавнего времени была телевышка, оборудование с неё перенесли ближе к Красновишерску, а на вершине остались только две обледенелые мачты и небольшой тёплый дом, где могут отдохнуть и погреться, покорившие вершину туристы. Павел Николаевич сразу решил, что гору Полюд необходимо закрепить за заповедником, на что получил разрешение и сейчас занимается разработкой проекта о благоустройстве туристического маршрута и внедрении других задумок в этот проект.

Но и сейчас это по-прежнему многолюдная наторенная снегоходами дорога, по которой снуют снегоходы с санями, где размещается по 4-6 человек. Также много и просто пеших туристов, некоторые с лыжами, или просто так поднимаются на гору. Дорога всего восемь километров и, может, стоило бы пройти её пешком, чтобы вдоволь налюбоваться живописными красотами красновишерской земли. Посмотришь на эту красоту и понимаешь, что правильно Павел Бахарев назвал её «стерильной землёй» в интервью государственному телеканалу.

Вернувшись, и находясь всё ещё под впечатлением от скоростного спуска с Полюда, мы посетили музей природы заповедника «Вишерский». После небольшой экскурсии попали в кинотеатр… Это необычный кинотеатр — купольный, где демонстрируются необычные фильмы. И пусть нам показали всего семиминутный научно-познавательный фильм от совершенно непривычного восприятия фильма, впечатление осталось неизгладимое!

Вечером этого долгого дня, мы, уже в зале кафе, поздравляли коллектив заповедника «Вишерский» с юбилеем. Наш подарок был необычным и очень желанным, особенно для директора музея Галины Михайловны Ковалёвой, ведь мы подарили берестяной совт (манс.) — наберушку с мансийским орнаментом, изготовленный нашим мастером Алексеем Варовым. Галина Михайловна сразу сказала, что такому предмету место только в экспозиции музея. Поздравления и подарки, подарки и поздравления были нескончаемыми. Гостям тоже преподнесли по замечательной книге – «Исторические очерки Вишерского края». А на нашем экземпляре (по моей просьбе) оставили автографы все работники заповедника.

Два дня пролетели очень быстро. Нас ждала долгая дорога домой… Но все полученные положительные эмоции будут радовать нас ещё долго. Впереди большие совместные планы, о реализации которых мы будем рассказывать в газете «Северная звезда» и в соцсетях.

До свидания, Вишерский край! Будем ждать следующей встречи!

В зимнем саду у банановой пальмы
Ветлан - вид с Вишеры
г. Пермь. Команда из Ивделя
ДК Ленина г. Пермь
К поездке на снегоходе готовы
Л. Зайкова поздравляет П. Бахарева с юбилеем заповедника.jpg. Л. Зайкова поздравляет П. Бахарева с юбилеем заповедника