Меню
12+

Интернет-газета «Северная звезда»

21.05.2020 09:41 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 21.05.2020 г.

Звезда поселка Полуночное

Автор: Семен ШАРАПОВ, Роман ШИФЕЛЬБЕЙН, г. Нижний Тагил.

Вагонетка с марганцевой рудой. 1945 г.

Проживая и бывая в поселке Полуночное, мы, теперь студенты Нижнетагильского горно-металлургического техникума имени Черепановых, под руководством учителя географии С. В. Шифельбейн, на протяжении нескольких лет собирали материал об его истории, о судьбах его жителей (родные прабабушки и прадедушки Романа Шифельбейн были труд-

армейцами). Собранный нами материал помог киногруппе из Екатеринбурга при создании фильма «Под старым кедром». Дважды мы работали в составе команды Н. М. Паэгле, написавшей книгу про немцев трудармии – «За колючей проволокой Урала».

К сожалению, как во время войны, так и сейчас, мало кто знает и помнит о населенном пункте Полуночное. Нам хотелось бы восстановить историческую справедливость и сохранить в памяти людей имя небольшого поселка городского типа с романтическим названием Полуночное. Мы благодарим     С. В. Шифельбейн за оказанную помощь в реализации нашего проекта и предоставленный материал из семейного архива.

В своих экспедициях на Север Свердловской области мы часто сталкивались с еще жилыми, но уже частично умирающими, потерявшими свою жизнь населенными пунктами. Вроде бы ничего особенного! Ну, был поселок, деревня, село – и нет их, ведь это естественный процесс. Наверное, так подумает любой из вас, уважаемый читатель. И ключевое слово в этой фразе – «не задумываясь». А если подумать? Вот мы и подумали на досуге…

Города, деревни, поселки…  На наш взгляд, их можно назвать детьми людей, их построившими. Они, как люди, рождаются, живут, умирают. Для чего? С чем это связано? Почему некоторые из них живут тысячелетиями, как Рим или Афины, как птицы Феникс, возрождаются вновь и вновь? А другие, выполнив свое предназначение, погибают, вспыхнув яркой недолговечной вспышкой? И … гаснут, как звезды! Вот о такой яркой «полуночной» звезде мы и хотим рассказать. Звезда эта носит имя – поселок Полуночное.

Дважды вспыхивала на небосводе страны звезда поселка Полуночное, и дважды гасла вновь, выполнив свою роль в развитии металлургической промышленности и военно-промышленного комплекса сначала Советского Союза, потом России. Нам особо хочется остановиться на первом этапе восхождения на небосклоне страны звезды поселка Полуночное.

1941 год. Война. Фашистские войска рвутся не только к Москве, но и к крупнейшим промышленным центрам Советского Союза, в том числе и к месторождениям марганцевых руд на Украине и в Грузии. Стратеги фашистской Германии прекрасно понимают – нет марганца, нет бронированной стали для танков и другой военной техники. Значит, победа будет у того, у кого есть марганец.

Вот в эти военные годы и вспомнили в руководстве страны про затерянный в уральской тайге уголок, где нашли залежи марганцевых руд.

Война, зима, тридцатиградусные морозы, снег, тайга. Эвакуированных с оккупированных территорий высаживают из вагонов в снег, в тайгу, в холод…   Начинается разработка месторождения. Рабочих рук не хватает. И тут в конце 1941-го начале 1942-го года в качестве бесплатной рабочей силы со всех уголков страны привозят советских немцев в качестве трудармейцев. Среди мужчин есть молодые и не очень, но всех, кто способен держать лопату, лом, кайло, кирку, отправляют на работу.

Оставшиеся в живых трудармейцы крайне неохотно вспоминают те времена. Да и о чем говорить? Ведь помимо общей всенародной беды – войны, у них была своя беда, своя война. Война за жизнь. Выжить, вгрызаясь в мерзлую землю, выжить, голодая и болея, выжить под дулами конвоиров, без теплой одежды, вынося на своих спинах и вывозя в вагонетках тонны руды, стремясь выполнить норму.

Из воспоминаний трудармейцев: «На работу уводили и приводили под конвоем. В шахте – вода, вся одежда мокрая. До общежития 2 километра, доходишь, а чуни (обувь) к телу примерзают. Все на тебе замерзает, ночь сушим, а утром опять на работу…  В бане три литра горячей воды на человека, сразу привезли 800 человек, сутки ждали, чтобы помыться.

Говорили по-немецки, русского языка большинство из нас не знало. Бригадир переводил команды. Вечером всех пересчитывали, без разрешения выходить нельзя. Еда – 300 граммов хлеба».

Многие из них так и говорили до самой смерти с акцентом. Некоторые, понимая русский язык, старались говорить на родном, немецком языке.

Люди гибли десятками, умерших никто не считал. На место мертвых становились выжившие и продолжали работу, даже не понимая, за что им такое наказание. За что?

Из воспоминаний трудармейцев: «Тяжелее всего было работать на строительстве железной дороги Полуночное-Ивдель-1. У нас говорят, что под каждой шпалой этой дороги лежит по немцу. Так и есть: в те годы умирало много людей».

Кроме трудармейцев, на строительстве будущего поселка трудились и вольные работники, например, молодые девчата, сосланные из Тамбовской области. Они возводили бараки для шахтеров, столовую, клуб и другие объекты.

Из воспоминаний медицинской сестры: «Во время войны, как и везде, были карточки: 400 граммов хлеба, 500 граммов сахара, 400 граммов крупы. Вот столько давали на одного человека. Голодно было, но не воровали, не жульничали».

У каждого: у конвойного, у конвоира была своя правда, своя война в душе и в жизни. Но все они вместе трудились для одного: для Великой Победы, и каждый вдох и выдох приближал жителей не только Полуночного, но и всей страны к Победе.

Металлургические заводы Урала стали бесперебойно получать драгоценный долгожданный марганец, идущий на изготовление бронированной стали. Сколько же жизней спасли безымянные трудармейцы, трудясь в шахтах забытого современниками поселка? Этого уже не посчитать, да и никто в то время не думал об этом, хотя может, уважаемый читатель, мы и не правы!

В поселке среди стариков (молодежь этого не помнит)  бытует  такая версия. Немногие в то время  в стране знали о марганцевых шахтах Полуночного, не до этого было – война. Но о глухом уральском уголке знали в Германии. Сохранились данные, что в ставке Гитлера разрабатывался план воздушного налета на поселок. Полет должна была осуществить команда смертников, так как топлива на обратную дорогу не хватало.

Приверженцы другой версии утверждают, что  самолеты вылетели в направлении поселка, но не долетели: один был сбит под Москвой, другой затерялся в тайге.

Тяжелое было время, но поселок строился и расцветал. С расцветом Полуночного связано имя архитектора Н. А. Всеволожского. До нашего времени на улицах поселка сохранились построенные по его проектам дома. Жильцы даже не знают, что живут в домах, созданных знаменитым архитектором.  Люди не знают, а вот время над искусством не властно.

Закончилась война, а с ней постепенно гаснет звезда поселка Полуночное. В 50-е годы многие постарались уехать. Это связано со снятием статуса «спецпереселенца» с немцев республики Поволжья. Позже начнется массовая миграция на историческую родину, в Германию. Многие стремились уехать, чтобы забыть, не вспоминать кошмара прошлых лет, не задавать себе вопроса «За что?».

В 60-80-е годы резко падает численность населения поселка: старики умирают, молодежь уезжает. Вместе с демографическими процессами рассеивается и память людская.

Повторно вспыхнула звезда Полуночного в 90-е годы. Развал Советского Союза, экономический кризис в стране, потеря месторождений марганца. И опять, как много лет назад, стране нужен марганец. А он есть в районе Полуночного.

В эти годы начинается разработка Тыньинского месторождения, строится обогатительная фабрика, создаются рабочие места. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель – гость поселка.

Но что-то пошло не так. И опять рушатся надежды, вторая волна миграции захватывает население поселка. Теперь уже потомки первых трудармейцев стремятся уехать в Германию.

И вот опять, уже навсегда, гаснет звезда Полуночного. Умирает поселок, как и другие малые населенные пункты страны.

Пустыми глазницами сморят на прохожих покинутые дома, трясет на разбитой грунтовке машины и их пассажиров. Стареет население, умирают старики, кто может, уезжает, а те, кто остался, уже не помнят былой славы своей малой родины.

И каждый раз щемит сердце при проезде через поселок. Щемит не только потому, что ты здесь родился и вырос, не только потому, что здесь на кладбище лежат твои предки, прошедшие трудармию. Щемит не только от рассказов тех немногих, пока еще живых стариков, помнящих все, что было. Сердце щемит от сознания того, что судьбы малых населенных пунктов связаны с судьбами людей, страны, мира. Давайте же всегда будем помнить о яркой «Полуночной звезде» — поселке Полуночное!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

48