Меню
12+

Интернет-газета «Северная звезда»

17.06.2020 10:52 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 18.06.2020 г.

Вспоминать тяжело, но забыть невозможно

Автор: Анна МЕХРЯКОВА

Е. Е. Романченко и П. М. Соколюк

Скорбная дата в истории нашей страны – 22 июня 1941 года – день начала Великой Отечественной войны, когда мы в очередной раз вспоминаем тех, кто ценой собственной жизни, подарили нам Великую Победу, кто ощутил на себе, голод, страх и ужасы той беспощадной войны. И тех, кого война лишила самого прекрасного периода в жизни – детства, юности …

С первых дней войны, преодолевая все трудности: усталость, голод, отсутствие одежды, они заменили своих отцов и в поле, и у станков. Война прошла через каждую семью, через каждую человеческую судьбу, разделила всех советских людей на «фронт» и «тыл».

Со слезами на глазах об этом страшном времени рассказывает Елизавета Ефремовна Романченко. Когда ей исполнилось 10 лет, она уже работала в колхозе, не зная, что такое отдых. И вот настал тот роковой день. За семейным обедом отец объявил: «Ребята, большая беда пришла, очень большая. Война». На тот момент ещё никто не мог понять и представить, что такое «война». Семья была очень большая, и так как отца отправили на фронт, то всё хозяйство и воспитание детей легло на плечи матери. «Было очень тяжело. Люди умирали от истощения; ели лебеду и крапиву, перекапывали землю в поисках гнилого картофеля, чтобы хоть как-то прокормить свою семью. Вкус настоящего хлеба люди забыли, он представлял собой смесь трав с остатками пшеницы, которая непригодна в пищу. Дети работали, превышая суточную норму. Не дай Бог так жить, не дай Бог этой войны – это ужасное время», — рассказывает Елизавета Ефремовна.

А. В. Кочкина

«О том, чтобы отказываться от работы и речи быть не могло! Все, наверное, так жили…», – вспоминает труженица тыла Анна Варсанофьевна Кочкина.

Когда началась война, она, как и другие деревенские ребята, работала в поле, полола пшеницу, овес, картофель. Каждый день выдавали по ложке овсяной муки, которая была очень грубой, «колкой». Эту муку смешивали с водой — таков был обед детей-тыловиков.

Семья Анны держала корову, молоко которой спасало от голода не только многочисленное семейство, но и других деревенских детей, которым нечего было есть. В тяжелые военные годы все деревенские жители поддерживали друг друга, делясь последним с тем, у кого не было ничего.

Став постарше, ребят переводили на другие виды работ, более тяжелые. Ведь мужскую работу  в колхозе  выполняли женщины. Все мужское население деревни Упорова (Буткинский район Свердловской области) забрали на фронт с первых же дней войны. Остались только старики и мальчишки-подростки.  А вернулись немногие… среди них был отец Анны Варсанофьевны, который прошел всю войну.

– Уж и не знаю, везение это или наша вера  помогли отцу выжить. Но только старшая сестра постоянно молилась за него и мы все верили, что он, непременно, вернется…

Когда младшему брату едва исполнилось пол года, мать отправилась на работу в колхоз, начался сенокос. Поэтому, все хозяйство легло на плечи старшей сестры, а Анна ей помогала: «Бывало, работаем в огороде, а младшего братишку посадим в канаву, он там ползает в травке. Как-то увидела нас соседка и говорит: «Девки, вы что? Рядом гуси гуляют, глаза вашему мальцу выклюют!». А что было делать? Ничего, вырос нас братишка, скоро 80-лет ему исполнится», – рассказывает она.

Н. П. Плюхина

На протяжении всей Великой Отечественной войны совершала свой трудовой подвиг Плюхина Надежда Петровна, работая в большом колхозе Верхотурского района.

В июне 1941 года Надежда окончила 4 класс, когда пришла в село новость о начале войны и  всех ребятишек школьного возраста отправили работать в колхоз, а женщины заменили мужчин на тяжелых работах по валке леса.

– Сейчас женщины такую работу не выполняют, и не каждому мужчине она по плечу. Да и мы, хоть и были детьми, но работали по 15 часов в поле, голодные, надеть нечего: на одной ноге галоша, на другой – сапог… Тяжело…кто это пережил, тот поймет, – со слезами вспоминает Надежда Петровна, – Но мы не унывали, молодые были, жить хотелось: и песни пели, и в клубе танцевали.

Понимание того, что его труд – это необходимая поддержка фронту, было у каждого советского гражданина, который трудился в тылу. Ведь за свою работу они  практически ничего не получали.

– За то, что работали в поле, нам выдавали по килограмму муки в неделю.  Её смешивали с травой и пекли лепешки. Настоящего хлеба мы не видели до 1948 года, несмотря на то, что урожай чаще всего был хороший, колхоз  все отдавал фронту, так было нужно.  Самим ходить было не в чем, а находили пряжу, вязали носки и варежки солдатам, даже деньги на танк собирали.

 Когда пришла в Верхотурский район новость, что закончилась война, в которой Советский союз одержал Победу, многие женщины от радости падали в обморок, – вспоминает Надежда Петровна, – Сколько горя она нам принесла. Я все готова отдать, чтобы мои внуки и правнуки никогда не узнали этого ужаса…

С. Т. Швагерус

С 11 лет пришлось трудиться Швагерус Софии Тимофеевне в колхозе, где работала практически вся ее семья.  Но немалых трудностей доставляло то, что жили они в Полтавской области (Украина), а эта территория, как известно, была оккупирована фашистами.

Она рассказывает: «Нам каким-то образом повезло, немцы быстро прошли по нашей деревне, ничего не сожгли, никого не убили, торопились к наступлению, как говорили у нас…но страх и ужас мы испытали».

До войны семья Софии Тимофеевны держала скотину, приусадебное хозяйство, отец был бригадиром в колхозе, поэтому к труду она была приучена с малых лет.

– В деревне дети рано взрослеют, а тут война…хочешь или не хочешь работать – никто не спрашивал, без вопросов шли в поле и делали то, что скажут. Пахали на  быках, лошадей не было. А он  устанет, ляжет и палкой ты его не поднимешь, пока не отдохнет, — вспоминает София Тимофеевна.

Трагическим моментом стало для ее семьи отступление немецких оккупантов, которые покидая территорию Украины,  забирали деревенских жителей на тяжелые работы и в лагеря гетто. Старшая сестра Софии оказалась в числе узников, но до Германии она не доехала: в барак, куда фашисты согнали узников попал снаряд…

Л. П. Мурина

Мурина Лидия Петровна весть о начале войны встретила в поселке Кизнере (Удмуртия), куда за несколько месяцев до начала войны ее семья переехала из родной деревни Большое Елово.

– Мне было 13 лет. По вербовке нас должны были увезти  в Комсомольск-на-Амуре. В то время у деревенских жителей не было паспортов, а родителям их сделали. Посадили нас в две полуторки – 10 семей. Но, доехав до Кизнера,  вербовщик убежал.  И до места назначения мы не доехали. Куда хочешь, туда и девайся…, – вспоминает Лидия Петровна, – В деревне 1 класс окончила и больше учиться не смогла, не в чем было ходить.  Поселили нас в барак, в небольшой комнате – 2 семьи: нас 5 человек и их 6-7 человек. Спали в коридоре. Отец болел туберкулезом. Умер он 8 марта, а война началась 22 июня. Когда он умирал, то сказал:  «Лидке с матерью всех больше достанется». Это он не знал, что начнется война.

В военные года Лидии Петровне пришлось работать техничкой в госбанке. Не считались с тем, что мало лет, поручали самую тяжелую работу: она колола, пилила  дрова, ходила за керосином, заправляла лампы, разносила документы.

– Каждый вечер 75 конвертов нужно было по колхозам разослать, ходила на почту. Хлеб не давали.

Вскоре старший брат ЛидииНиколай ушел на фронт… ушел, чтобы не вернуться. Горечь потери в совокупности со страшно тяжелой работы на шпалозаводе подкосили здоровье матери – не смогла она работать. Пришлось юной Лидии трудиться за двоих, чтобы не умереть от голода. И так все военные годы: бралась за любую работу, ни от чего не отказывалась. 

Тот  радостный и счастливый майский день, когда закончилась война, Лидия Петровна помнит до сих пор: «Недалеко от госбанка стоял госпиталь. Однажды утром я услышала, как оттуда доносились счастливые крики, все обнимали друг друга, радовались, танцевали… так я узнала, что мы победили фашизм!» – рассказывает она.

А. Е. Чернышев

Чернышев Алексей Егорович родился в деревне Красный Яр Ачитского района Свердловской области. Отец был председателем колхоза, прошел финскую войну. Мать работала в колхозе дояркой, но началась война, и ее женские руки упорно и мужественно брались за любую работу.

Алексей Егорович, вспоминает: «В первые же месяцы войны все мужики ушли на фронт. Отца моего райком партии до последнего пытался оставить в колхозе. Но в августе 1941 года его все-таки забрали. Сначала на сборный пункт, а в октябре повезли на фронт. Загорелась букса вагона, их состав сделал вынужденную остановку  недалеко от нашей деревни, а большинство призывников были с нашего сельского совета. Мы узнали, что он совсем рядом и пришли к нему на встречу всей семьей. Помню его слова: «Ну вот, Леша, я на фронт, а ты на работу».

Что такое тяжелый труд в колхозе Алексей Егорович узнал в 9 лет. Тогда же, когда  пошел в 1 класс. Школы в Красном Яру тогда не было, ходил в соседнюю за 7 километров. А после уроков не до резвых игр с друзьями, ребят ждала работа на ферме: носили солому, сено, помогали бабушкам кормить коров, овец. Жизнь наступила для ребятишек несладкая – трудились все.  

– Бывало, что засыпал прямо на уроке, за партой, потом в другую перевели на 2 километра ближе, – вспоминает он, – А весной меня в тракторную бригаду перевели,  возить воду. Потом мамина сестра забрала меня пасти корову,  2 месяца я проработал. Укусила змея, 40 дней проболел,  в больнице меня выходили и я  вернулся в родную деревню. Направили работать на овощную базу, где я принимал и сопровождал грузы по всей области.

Весть о Победе была радостной и грустной одновременно. Деревенские ребята бегали с криками «Ура! Мы победили!!!». Радость была великая, но горечь потери родных сыновей, отцов и мужей была невосполнима ничем. Ведь из 30 солдат домой вернулись только 8.

Осиротила война и Алексея Егоровича. Его отец погиб в районе г. Клин Московской области.

На войне был свой враг – фашисты, а в тылу – голод и холод.  В деревнях и селах, где так важны мужские руки и сила, женщины, старики и дети  сажали хлеб, обрабатывали поля. Это был адский труд. Но несмотря ни на что, наш тыл  был самым мощным и самым надежным. Каждый, кто добросовестно трудился, внес свой вклад в эту Великую Победу.


Редакция газеты «Северная звезда» выражает искреннюю благодарность за активную помощь по сбору информации Татьяне Штриккер, Валерии Исиченко, Валентине Лямытских. Спасибо вам за исполнительность, отзывчивость и высокую ответственность!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

47