Меню
12+

Интернет-газета «Северная звезда»

18.04.2021 15:15 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 14.04.2021 г.

«На судьбу не роптали и продолжали жить»

А. Г. Моор

(Окончание.
Начало в № 13 от 07.04. 2021 г.

Семья Моор

История судьбы Генриха Георгиевича Моор схожа с другими репрессированными немцами. Отец его родился в 1884 г., мама Ева Георгиевна (в девичестве Пайль) в 1890 г. С первым мужем прожила где-то до 30-х гг. (он умер). У них родились дочь Эмалия (1918 г.р.), сыновья Генрих (1923 г.р.), Виктор (1925 г.р.), дочь Лида (1928 г.р.). От второго брака детей не было.

Генриху Моор повезло, он работал в охране, до войны в своей республике Поволжья — на комсомольском посту. У дочери Ирины сохранился до сих пор его комсомольский билет, выданный в октябре 1938 года. Их семью так же, как и всех, посадили в «товарняк» и отправили на Урал. Приходилось, порой, тоже тяжело, но все держались.

Брат Виктор затем уехал в г. Кизел Пермского края, закончил училище, работал в шахте, учился дальше. Дослужился до начальника спецчасти. Женился, у него трое детей — две дочери и сын.

Сестра Лида вышла замуж за репрессированного эстонца Отто Корге. Они жили на правобережье пос. Бурмантово. У них две дочери и сын. В начале 60-х годов переехали в г. Ирбит к сестре Эмалии, забрав с собой маму Еву.

А Андрей (так стали звать Генриха) остался на Бурмантово. В Свердловске окончил курсы по лесной промышленности, работал начальником лагпункта.

Жили с советскими немцами дружно

Вот здесь и свела судьба репрессированных немцев и украинского хлопца Александра Дрема, моего отца. Мои родители жили по соседству с четой Корге, были хорошими друзьями с А. Г. Моор, работали в одной делянке. Все были дружны и едины, с детьми учились в одной школе, а Роберт Александрович Вебер преподавал нам пение и рисование. Многим тогда ученикам Бурмантовской школы Роберт Александрович привил любовь к музыке и песне. У меня эта любовь осталась на всю жизнь.

В апреле 1963 года, после тяжелой болезни, умирает жена Эля. Тяжело пришлось Андрею, но жить надо, поднимать детей. Ему помогают родители жены. Женился во второй раз, но брак распался, мачеха не приняла его детей. Несмотря на рождение общего ребенка, они расстались.

Мою семью тоже постигло горе — погиб мой отец, участник Великой Отечественной войны А. И. Дрема (он покоится на Бурмантовском погосте рядом с Элей). Вот так потом воссоединились две семьи Моор и Дрема - моя мама Таисия Ильинична и Андрей (Генрих) поженились. Немецкая родня приняла нас хорошо, также и наши многочисленные родственники в Донбассе приняли его.

В 1966 г. Александр Мартынович Вебер с женой и Роберт Александрович Вебер с семьей уезжают в г. Ростов-на-Дону. В ноябре 1967 года моя мама с отчимом Андреем Моор и его младшей дочерью Эльвирой уезжают на Украину. Сын, увы, Анатолий Моор, умер в 1966 г. Мама отдавала всю свою любовь и ласку нам всем. Дочери отчима чтят ее память. Сейчас младшая дочь Эльвира с мужем, дочерьми и внучкой живут в Германии, там, где когда-то жили их далекие предки. Ирина Моор живет в Ростове, у нее двое сыновей, (старшего, к сожалению, уже нет), две внучки и внук.

Дочь Роберта Вебер живет в Ростове. Есть продолжатели рода Моор в Перми, Тюмени. Все они получили образование, помнят своих родителей, чтят память предков, от которых пошел их род.

Вот такова судьба семей Вебер и Моор, чья доля выпала на лихолетье войны. И все же они на судьбу не роптали и продолжали жить.

Лариса ШИТОЕВА

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

259