Меню
12+

Интернет-газета «Северная звезда»

08.05.2022 14:10 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 04.05.2022 г.

Детство в тылу

После ухода мужчин на войну все трудности тыловой жизни легли на плечи женщин, стариков и детей. Тем, чье детство выпало на военное лихолетье, пришлось особенно несладко — зачастую они работали наравне с взрослыми, и спрос за результаты труда был такой же.

С каждым годом ряды тружеников тыла постепенно сокращаются. В Ивдельском городском округе их осталось всего лишь 33 человека. О тяжелом детском труде в военные годы большинства из ныне живущих тружеников тыла мы успели рассказать. Но как мало остается времени, и как горестно, что есть те, к кому мы так и не успели прийти...

В преддверии Великого праздника — Дня Победы, мы расскажем о двух женщинах — Юлии Кузьминичне Есаулковой и Антонине Михайловне Лебедевой. Истории их трогают до глубины души и ту радость от этого праздника никто не испытывает так, как эти люди. у которых самая страшная и кровопролитная война отняла не только детство, но и близких людей.

Ю. К. Есаулкова

...Когда началась Великая Отечественная война, Юлии было 10 лет. Ее семья в то время жила в селе Янгличи Канашского района республики Чувашии. Отец умер еще до войны. Двух ее старших братьев забрали на фронт, мама тяжело болела и Юлия вместе со своей сестрой ходили в колхоз выполнять ее работу — кормили и ухаживали за свиньями.

В деревне была только начальная школа, поэтому окончила Юлия только 4 класса. Не было возможности учиться, труд делал в то время из детей настоящих героев труда. Ведь помимо выполнения маминой работы, ей приходилось вместе со всеми деревенскими детьми делать другую работу — трудились на лесозаготовке, пилили, складывали и увозили лес на лошадях до железнодорожной станции. В посевную выходили на поля — пахали, сеяли рожь, пшеницу. Было у семьи Юлии и свое хозяйство — корова, куры и другая живность. Пекли хлеб, делали масло. Был в доме и ткацкий станок. Благодаря этому и выжили, ведь колхозное добро все уходило на фронт.

- Вот только обуться было не во что, — рассказывает Юлия Кузьминична. - Всю зиму работали в лаптях. Обмотаем ноги всем, чем только можно и так трудились в морозы. До сих пор берегу я две пары лаптей.

На мой вопрос, кто же плел в деревне такие крепкие лапти, которые спустя столько десятилетий ни капельки не испортились, хоть сейчас носи!? Юлия Кузьминична рассказывает: «Купили на базаре в райцентре, на который ходили за 12 километров, чтобы продать свое домашнее масло».

Так и прошли тяжелые военные годы в тылу. После Великой Победы настали не менее спокойные времена. У семьи Юлии Кузьминичны сгорел дом, который с трудом восстановили. От первого брака у Юлии росла дочь Людмила. В юности Юлия случайно услышала про далекую деревню Митяево на самом севере Урала, узнала, что там есть работа и решила вместе с дочкой отправиться туда. Так, Юлия Кузьминична и стала жителем Ивдельского района. Привыкшая к тяжелому труду с детства, она, не покладая рук, выполняла любую работу беспрекословно. Здесь она встретила своего супруга — Андрея Кирилловича Есаулкова, который тоже все детство работал в поселке, а после войны выучился на токаря. По этой специальности и работал Андрей Кириллович до ухода на пенсию.

Лапти Ю. К. Есаулковой

Вскоре молодая семья переехала в Ивдель, оба работали в подсобном хозяйстве Лесоуправления и значились в передовиках. Юлия Кузьминична работала на молочной ферме, ухаживала за коровами, доила, делала в молочном цехе знаменитое в то время ивдельское мороженое.

Супруги Есаулковы вырастили троих детей — Людмилу, Игоря и Марину. Более 10 лет назад Андрей Кириллович умер. Но дети поддерживают Юлию Кузьминичну, ведь до сих пор в ее огороде растет картофель, морковь, свёкла и другие овощи. Как и прежде готовится она к посевной, в ее доме разложен и перебран картофель на семена. и это в 91 года! С радостью и грустью ждет она праздник Победы. Нет, не грустит она за то, что война забрала у нее детство, в характере людей этого поколения не заложена привычка унывать и роптать. ей приятно внимание, которое сегодня оказывают людям, чье детство положено на то, чтобы в тылу ковать Победу, помогая всем, чем только возможно, фронту.

А. М. Лебедева

Еще одна труженица тыла — Антонина Михайловна Лебедева, недавно отметила свой 90-летний юбилей. Она также некоренная ивдельчанка. Ее семья жила в Гаринском районе Свердловской области, в деревне Круторечка. Там их и застало тяжелое военное лихолетье. Отца Антонины сразу же забрали на фронт. Не прошло и месяца, как принесли в семью фронтовика похоронку. Антонине тогда шел девятый год, она была вторым ребенком. Похоронен Михаил Лебедев в братской могиле в деревне Максимово Старицкого района Калининской (Тверской) области. Осталось у матери-вдовы четверо детей — мал мала меньше. Единственная память об отце — фотография, которую Антонина Михайловна почетно хранит в рамке. Младший брат Антонины много лет назад ездил навестить могилу отца-героя. Привез фотографию на память. За братской могилой ухаживают, на ней установлен хороший памятник.

- Когда забрали отца на фронт, — вспоминает Антонина, - мы стали жить еще хуже. Мы и так очень бедно жили, у нас ничего не было: ни есть, ни пить... мы голые ходили. Зимой по снегу босиком бегали. Вот ноги и болят теперь сильно. Все дети работали на полях. У колхоза были большие поля. Вот нас соберут всех детей и мы идем работать. Пололи, дергали осот. Помню бригадир выведет нас в поле и говорит: «Ничего детишки, война кончится, вот тогда заживем!». На полях работали самые маленькие деревенские детишки, а те, что постарше — и косили, и жали, и молотили, работали на лошадях, доили коров. Мы ведь не знали, что такое детство — работали наравне с матерями и дедами. Не было времени, чтобы пойти погулять, одежды не было... Я вот смотрю, как сейчас дети красиво одеваются, и поражаюсь. у нас ничего такого не было. Мне до сих пор каждая моя вещь дорога.

Потом заболела тяжело мама и Антонина Михайловна вместе со старшей сестрой стали выполнять ее работу — кормили свиней.

- Боялись мы этих свиней, они ведь такие крупные, неуклюжие, когда видят еду могут и толкнуть, но делать было нечего, приходилось помогать, — вспоминает Антонина Михайловна.

После окончания войны счастливая жизнь в деревню так и не пришла и Антонина, будучи еще совсем юной девушкой, решила попытать счастья в городе Серове. Паспорта в деревне не выдавали, она взяла метрику и отправилась искать работу в городе. В то время жили в Серове ее знакомые из деревни, они помогли получить заветный документ. Устроилась Антонина в воинскую часть санитаркой, ухаживала за больными солдатами. Но вскоре воинская часть должна была из Серова передислоцироваться в другую местность и Антонина не решилась на переезд, устроилась работать на трубный завод. В этот период познакомилась Антонина с молодым путейцем из Тавды, у них родилась дочь Светлана. Но совместная жизнь не сложилась и Антонина вместе с дочерью приехала в город Ивдель. Привлек ее небольшой, но чистый и уютный город. И захотелось больше не менять местожительство. Поселилась в доме у одинокой пожилой женщины, ухаживала за ней, помогала и работала нянечкой в яслях, а позже в детском саду. Отсюда и вышла она на заслуженный отдых, имея, помимо звания труженик тыла, еще и знак «Ветеран труда».

Есть у Антонины Михайловны не только дочь, но и внучки, правнуки. Все они разъехались из Ивделя и не раз предлагали переехать ей поближе к ним, но Антонина Михайловна не хочет уезжать из города, ставшего когда-то хоть и совершенно случайно, но, по-настоящему родным. Каждый год 9 мая приходит Антонина Михайловна Лебедева на городскую площадь и радуется, и плачет в этот день, как многие, чьи детский годы были наполнены страхом, голодом, усталостью и бесконечным горем.

Подготовила Анна МЕХРЯКОВА

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

67