Меню
12+

Газета «Северная звезда»

24.12.2020 11:23 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 51 от 24.12.2020 г.

Вестник Уполномоченного по правам человека в Свердловской области № 27

Источник: Аппарат Уполномоченного по правам человека в Свердловской области

После сбора в аккумулирующие емкости вода направляется на нейтрализацию на очистные Ново-Шемурского месторождения

Водосброс исключен

«Святогор» выполняет мероприятия по сбору и нейтрализации подотвальных вод отвала скальных пород №1 Ново-Шемурского месторождения, освоением которого занимается Северный медно-цинковый рудник.

Работы были выполнены в начале октября. В частности, произведено устройство водоотводной канавы протяженностью 100 м. Кроме того, сформирован зумпф-накопитель объемом около 200 куб. м, а также выполнен монтаж трубопровода протяженностью 300 м для подачи подотвальных вод из накопителя в аккумулирующие емкости, расположенные в непосредственной близости от отвала.

Перекачивание воды из зумпфа производится с помощью специально установленной насосной станции, производительность которой составляет 180 куб. м в час, — рассказал директор СМЦР АО «Святогор» Александр Хватов. – По мере поступления вся вода транспортируется на очистные сооружения Ново-Шемурского месторождения для нейтрализации.

Благодаря выполнению данного комплекса мероприятий исключается попадание фильтрационных вод от отвала скальных пород №1 в р. Тамшер.

Отвал в кольце водосборников

Благодаря реализации комплексного проекта «Локализация и нейтрализация фильтрационных вод от отработанных объектов открытой разработки (карьер и отвалы) Шемурского месторождения» вся собранная вода будет поступать на очистные сооружения.

Согласно плану, в рамках проекта выполнена реконструкция очистных сооружений Шемурского месторождения, которая позволила увеличить мощность экологически значимого объекта до 100 кубометров в час. Работы на данном объекте проходят этап пуско-наладки.

Также в числе пунктов данного проекта значится устройство межплощадочной дороги, предназначенной для обслуживания трубопровода, по которому все воды будут транспортироваться на очистные сооружения Ново-Шемурского месторождения. Общая протяженность дороги составляет около 5 км. На строительстве были задействованы специалисты подрядной организации ООО «СК «Стройбизнес-Урал» (г. Екатеринбург). В настоящее время автодорога построена полностью.

Параллельно выполняется ещё одна часть проекта – устройство водоотводной канавы вокруг отвала №1 Шемурского карьера. Стоит отметить, что с восточной стороны такая коммуникация уже проложена. В настоящее время ведется устройство автомобильной дороги с западной стороны отвала и дренажной канавы для сбора фильтрационных вод. Протяженность данной дороги 5 км, строительство ее ведется в сложных условиях (очень крутой рельеф местности)

– Подотвальные воды, поступающие по данной магистрали, будут собираться в специальной приемной емкости, а уже из неё с помощью насосов подаваться на очистные сооружения для нейтрализации, – рассказал Александр Хватов. – Для транспортировки воды будет смонтирована насосная станция. Для этих целей приобретены 2 насоса. При этом 1 единица оборудования будет находиться в работе, вторая – в резерве.

Совокупные затраты АО «Святогор» на реализацию проекта «Локализация и нейтрализация фильтрационных вод от отработанных объектов открытой разработки (карьер и отвалы) Шемурского месторождения» составят порядка 700 млн рублей.

С техническим пополнением!

Парк карьерной техники Северного медно-цинкового рудника АО «Святогор» пополнился тремя современными единицами.

Так, в распоряжение горняков СМЦР поступили 2 карьерных самосвала «БелАЗ» (Р. Беларусь) грузоподъемностью 136 тонн каждый. Покупка техники стала возможной благодаря действию на «Святогоре» программы замены и модернизации изношенного оборудования. «Новички» придут на смену своим японским «собратьям» — карьерным самосвалам «Коматсу» и БелАЗ, которые находились в эксплуатации с 2004 года. 

– Техника данной марки хорошо зарекомендовала себя при работе в суровых условиях севера, — отметил главный механик СМЦР АО «Святогор» Сергей Северцев.

Для облегчения пуска двигателя в условиях низких температур машины оборудованы предпусковым подогревателем, который обеспечивает подогрев дизельного топлива и охлаждающей жидкости при запуске двигателя. Это значительно повышает ресурс двигателя. Гидрообъёмное рулевое управление обеспечивает легкость управления и высокую маневренность самосвала. Техника способна работать при температуре окружающего воздуха от -50 до +50 градусов. Для удобства и безопасности водителей техника снабжена отопительно-кондиционерным блоком, системами контроля загрузки и топлива, видеообзора, контроля давления в шинах, комбинированного пожаротушения с дистанционным включением.

Новые машины будут оборудованы системой ГЛОНАСС, что позволит контролировать не только расход дизельного топлива, но и соблюдение скоростного режима. Агрегаты будут задействованы на транспортировке скального грунта на отвалы. А пока автомобили проходят обязательную процедуру пуско-наладочных работ – футеровку кузова металлическими пластинами. Ожидается, что в эксплуатацию эти «силачи» будут введены в начале декабря после постановки на учет в Ростехнадзоре.

«БелАЗы» стали не единственным приобретением. Своего часа ожидает ещё одна новинка – экскаватор «Коматсу» РС 2000 (производства Японии) с прямой лопатой и объемом ковша 11 кубометров. «Японец» так же придет на смену своему предшественнику и будет задействован на работах в карьере Ново-Шемурского месторождения. В настоящее время ведется сборка агрегата непосредственно на месте.

Одна из новинок — самосвал БелАЗ

Сборка нового экскаватора ведется непосредственно на руднике

Только цифры:

Совокупные затраты АО «Святогор» на приобретение карьерной техники для Северного медно-цинкового рудника составили более 400 млн рублей.

Торкретирование. Работы завершились

На СМЦР окончен очередной этап торкретирования (гидроизоляции) южной чаши отработанного карьера Шемурского месторождения. Выполнено 85,5% от всего объема данных работ.

– Данный вид работ предусмотрен программой рекультивации отработанного карьера и является сезонным, – пояснил директор СМЦР АО «Святогор» Александр Хватов. – Как и в прошлом году, подрядчики были задействованы в период с мая по октябрь. Работы по гидроизоляции требуют соблюдения определенных условий. Среди них -  отсутствие снега, температура выше +10 градусов, сухие борта карьера.

На выполнении торкретирования были задействованы специалисты подрядной организации ООО «Триада-Холдинг Урал» (г. Екатеринбург).

– Согласно планам 2020 г. «укрытию» торкретбетоном подлежали порядка 30 тыс. кв. метров площадей бортов карьера и автомобильных съездов, – рассказал директор СМЦР АО «Святогор» Александр Хватов. – В результате кропотливой работы по нанесению гидроизоляции на поверхности чаши карьера образуется прочное, эластичное, устойчивое к износу и разрывам покрытие.

По результатам работы за два года – 2019 и 2020 – гидроизоляционным слоем покрыто 43 550 кв. м внутренних поверхностей южной чаши отработанного Шемурского карьера, что составляет 85,5% от запланированных проектом.

_ Контроль ведения работ осуществляется на всех уровнях, _ подчеркнул Александр Николаевич. – Руководство рудника контролирует процесс в ежедневном режиме. Кроме того, объект систематически проверяется специальными комиссиями, в состав которых входят специалисты подразделений АО «Святогор» и ОАО Института «Уралгипроруда» (г. Екатеринбург).

На обработанные площади завозятся серноколчеданные руды. В этом году в южной чаше складировано 260 тысяч тонн.

- В следующем, 2021 году, торкретированию будут подлежать 9,2 тысячи квадратных метров. После чего аналогичную работу планируется выполнить в северной чаше карьера, — отметил Александр Хватов.

В результате кропотливой работы по нанесению гидроизоляции на поверхности чаши карьера образуется прочное, эластичное, устойчивое к износу и разрывам покрытие

Как это работает

На подготовительном этапе проводится тщательная чистка поверхностей – сначала просыпи устраняются с помощью воздуха под давлением, затем стены моются специальными машинами. Особое внимание при выполнении работ уделяется водоотведению. Для этих целей на подготовительном этапе в трещины, где появляется вода, подается специальный материал, который изнутри заполняет все пустоты, «выдавливает» воду и предотвращает её новое появление. 

Наносится первый слой торкрет бетона толщиной 20 мм, только после этого крепится базальтовая сетка. И уже на неё наносится дополнительно 30 мм торкрет бетона. Данный материал рассчитан на агрессивную среду. В качестве финишного покрытия выступает полимочевина, которая так же наносится с помощью распыления. После высыхания этот слой приобретает структуру пленки. Поэтому покрытие получается достаточно прочным, эластичным, устойчивым к износу и разрывам. 

Только цифры:

Затраты АО «Святогор» в 2019 и 2020 годах на выполнение торкретирования южной чаши отработанного Шемурского карьера составили около 290 млн рублей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17