Меню
12+

Газета «Северная звезда»

01.03.2018 15:59 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Как воспитывает современная школа

Автор: Наталья СОКОЛОВА

Школа № 1, г. Ивдель.

На страницах периодической печати вообще и на страницах «Северной звезды» в частности постоянное внимание уделяется вопросам обучения в современной школе. А вот воспитательные проблемы освещаются не так уж часто. Но ведь без воспитательной функции школа не может дать полноценного образования: знания должна усваивать личность — подрастающий человек.

Каким он должен быть, этот наш современник, обучающийся в школе? Какие черты характера ему нужно привить, а какие, наоборот, нейтрализовать, чтобы сделать его успешным в будущем?  Чтобы провести разговор на эту тему за «круглым столом», редакция газеты предлагает такую форму общения, как заочный «круглый стол». Участники разговора не встречаются за реальным столом, а связующим звеном между ними является электронная почта. Сегодняшние наши виртуальные гости – это педагоги- организаторы, заместители директоров по воспитательной работе школ Ивдельского городского округа, являющиеся ответственными непосредственно за воспитательный процесс. Представляем их. Елена Михайловна МИКЛИНА, зам. директора по воспитательной работе школы № 2, Елена Андреевна ХАЛЕНКО, зам. директора по воспитательной работе школы № 3,  педагоги-организаторы школы № 1  Светлана Анатольевна СУХОСТАВСКАЯ  и Олеся Алексеевна БАГНЮК.

– Первый вопрос к вам, уважаемые педагоги. В чем вы видите свое предназначение в современной школе? Какова ваша роль в воспитательном процессе?

Е. М. Миклина.

Е. М. Миклина: «Воспитательную работу в современной школе можно сравнить с системой, которая включает комплекс воспитательных целей и людей, их реализующих. Воспитательная система школы явление не стихийное и не декларируемое извне, а явление, управляемое изнутри посредством педагогического руководства. Эту управленческую деятельность и осуществляет заместитель по воспитательной работе».

Е. А. Халенко: «Мы в нашей школе № 3 считаем целью воспитания развитие личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении в учебной и профессиональной деятельности. Приоритетными направлениями являются гражданско-патриотическое¸ духовно-нравственное, физкультурно-оздоровительное, экологическое  и профориентационное. Эти задачи я как заместитель по воспитательной работе вместе со всем коллективом и ставлю перед собой».

С. А. Сухоставская, О. А. Багнюк: «Учитель – не просто профессия, это – миссия. Чтобы воспитывать в школе, педагогу, прежде всего, нужно завоевать доверие и уважение школьников. Для этого совсем не обязательно разделять их взгляды, достаточно просто о них знать. Хороший педагог должен проявлять предельную деликатность в отношении к детям, быть внимательным к тому, что им нравится. Педагогический труд должен быть любимым делом, а дети должны любить своего педагога. Все эти перечисленные качества необходимы педагогу-организатору для выполнения возложенной на него воспитательной функции».

– Наше время стремительно и изменчиво. Какие черты личности ребенка, которому предстоит утвердиться в этом мире, необходимо сформировать? Какой вы видите современную молодую личность, вышедшую из стен школы?

Е. А. Халенко: «Ответа на этот вопрос я коснулась в начале беседы. Хочу еще добавить, что нельзя забывать о ценности для молодого поколения здорового образа жизни. Нужно сформировать у школьников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. Для этого в нашей школе проводятся мероприятия различной направленности: конкурсы стенгазет и рисунков, спортивные эстафеты, военно-спортивные игры».

С. А. Сухоставская, О. А. Багнюк: «Считаем, что человек должен быть самодостаточным. Нужно идти своим путем, жить своими принципами и ценностями, принимать самостоятельные адекватные решения, нести ответственность за себя и свои поступки. Вот такую личность можно назвать современным человеком».

Е. М. Миклина: «В связи с тем, что сейчас дети все больше находятся в виртуальном мире, я думаю, что одной из главных черт личности, которую необходимо формировать – это умение общаться, разрешать конфликты и налаживать связи, адаптироваться к изменяющимся условиям. Современный выпускник, закончивший школу – это человек, который может самостоятельно мыслить, способный к самореализации на основе объективной самооценки».

– Какие отрицательные качества могут спровоцировать у ребенка реалии современности?

С. А. Сухоставская.

С. А. Сухоставская, О. А. Багнюк: «Факторы, влияющие на современных подростков, отличаются разнообразием, какого не было во времена наших родителей. Передача опыта от более старших к младшим, творение их «по своему образу и подобию» было целесообразным, поскольку социальный строй, в котором предстояло жить ребенку, напоминал ту социальную среду, в которой жили его родители. Современная ситуация свидетельствует о быстрой смене не только условий труда, но и общественных взглядов и убеждений. Воспитательную работу мы должны оценивать по тому, сумели ли мы подготовить детей самостоятельно действовать и принимать решения. Отсутствие необходимости самим получать информацию, зависимость от интернета – это проблемы жизни современного ребенка. Чтобы жить в нашем мобильном и динамичном обществе, ребенок должен обладать двумя рядами качеств. С одной стороны, нужно быть личностью, иметь устойчивое мировоззрение, с другой стороны необходима высокая психологическая лабильность, гибкость, способность не только перерабатывать информацию, но и создавать что-то новое».

Е. М. Миклина: «Провоцирует отрицательные качества противоречивая информация СМИ, она оказывает негативное влияние на личность ребенка, формирует агрессивность по отношению к окружающим, безразличие».

Всю страну всколыхнули события в школах Улан-Удэ, Перми. Постоянно слышим и читаем о проявлениях детского экстремизма в других странах. Насилие, как правило, происходит в самой школе и направлено на учителей и учеников. Возможно ли избежать подростковой агрессии? Как вы работаете с трудными подростками, детьми из неблагополучных семей?

Е. А. Халенко: «Это сложный вопрос. Я думаю, если будет работать над этой проблемой только одна школа, только педагогический коллектив, то это будет каплей в море. Внимательно относиться к изменениям в поведении подростка должны, в первую очередь, родители, семья. Ведь большую часть времени ребенок проводит дома. При малейших изменениях родители должны попытаться поговорить с ребенком. Только потом, если они чувствуют бесполезность своих попыток, обратиться за помощью к школе. Если говорить о глобальных причинах детского экстремизма, то следует указать вездесущий интернет. Не каждый родитель, а тем более педагог, может отследить, какие сайты посещает ребенок. К сожалению, всемирная паутина – это не только источник положительной информации, но и источник материалов, приносящих ущерб психике ребенка. Примером может служить волна самоубийств подростков, состоящих в группе «Синий кит». А как можно бороться с проблемой фильтрации информации в сети интернет, приносящей вред? Это уже не уровень школы. Даже родители здесь бессильны. Стоит говорить уже о контроле над информационными ресурсами на уровне более высоком, наверное, на уровне правительства.

Для профилактики подростковой агрессии в нашей школе создана служба медитации, организованная педагогами, прошедшими курсы по данному направлению. Каждый четверг работает Совет профилактики, ведет индивидуальные и групповые занятия педагог-психолог. Часто на индивидуальные беседы приглашаются родители с ребенком, чтобы решить проблему в индивидуальном порядке. Бывают случаи, когда за проведением такой беседы к педагогу обращаются сами родители. Наконец, с просьбой разрешить проблему или уладить конфликт школьники обращаются к своему классному руководителю, которому они доверяют и прислушиваются к его советам».

О. А. Багнюк.

С. А. Сухоставская, О. А. Багнюк: «Главная задача педагогов в работе с несовершеннолетними с отклоняющимся поведением – это профилактика. Всегда легче что-то предупредить, нежели исправить. Организация такой работы – это прежде всего сотрудничество с различными ведомствами: ПДН, ТКДН, Ивдельской ЦРБ, сетью учреждений дополнительного образования и культуры. В нашей школе развита сеть кружков и секций, ведется профилактическая работа, как с детьми, так и с родителями. Когда воспитание в семье идет вразрез с социально-педагогической деятельностью школы, результат может оказаться нулевым. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Нередко родители понимают, что отношения с ребенком нужно менять. Но, привыкнув действовать лишь путем запрета и диктата, не знают, как это сделать. Тогда следует предложить родителям поставить себя на место ребенка и оценить ситуацию с его точки зрения. Такой прием дает очень сильный эффект, так как позволяет родителю пережить состояние ребенка. Искусство воспитания состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае найти средство, адекватное поставленной цели».

Е. М. Миклина: «Я тоже считаю, что подростковую агрессию, проблему сегодняшнего общества, можно победить, если проводить работу комплексно, во взаимодействии со многими структурами. В нашей школе работу с «трудными» осуществляет социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители. Работа осуществляется в соответствии с намеченным планом, согласованным с ПДН, ТКДН. Формы работы разные: индивидуальные беседы, профилактические часы, консультации для родителей, оформление стендов и многое другое. Ежедневно осуществляется контроль со стороны педагога — психолога за успеваемостью и посещаемостью детей группы риска».

- Школьные вечера и конкурсы, праздники и развлечения – все это неотъемлемая часть работы педагога-организатора, заместителя по воспитательной работе. Какую роль вы ей отводите в общей системе воспитания школьников?

С. А. Сухоставская, О. А. Багнюк: «Уже на протяжении нескольких лет наша школа успешно реализует цель: «Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся и учителей в процессе творческой активности». Поэтому основная роль воспитательных мероприятий заключается в создании условий, способствующих развитию свободной и успешной личности».

Е. М. Миклина: «Внеклассная работа в нашей школе занимает одну из главных позиций, осуществляется совместно с учебной деятельностью. Дети активно принимают участие в жизни школы, им это интересно».

Школа № 3, п. Полуночное.

Е. А. Халенко: «К каждому проводимому в нашей школе мероприятию идет серьезная подготовка, обсуждаются приемы работы и конечный результат, распределяются обязанности. Показателями эффективности воспитательной работы является наличие коммуникативной культуры, нравственного потенциала личности. Традиционным  у нас стало проведение общешкольного мероприятия, посвященного Дню Победы. Школьники 10-11 классов разносят приглашения труженикам тыла и вдовам ветеранов, начальные классы готовят концертные номера, среднее звено занято украшением зала, встречей гостей. Очень важны мероприятия, в которых ребята участвуют вместе со своими родителями. Семейные эстафеты в нашей школе проводятся каждый год. В течение 9 лет мы участвуем в областной акции «Родники». Наши ребята занимаются не только обустройством родниковой зоны, но и подносом родниковой воды одиноким пенсионерам. Бывает, принесут водичку бабушке, а у нее просьба: дрова сложить, листву убрать во дворе. И наши ребята никогда не отказываются. Таким образом формируются такие качества, как чувство долга, ответственности, уважения к традициям».

– Заканчивается учебный год, но воспитательная работа продолжается: дети приходят в школу на летнюю площадку. Какие основные воспитательные задачи ставятся во время летнего отдыха детей?

Е. А. Халенко: «Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их потенциала. Летний лагерь при нашей школе посещают 120-130 человек. Обязательным является привлечение трудных детей, опекаемых, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для успешного функционирования площадки создана комплексная программа, объединяющая направления оздоровления, отдыха и воспитания детей. Основными задачами являются: создание в лагере атмосферы доброжелательности, радости, пропаганда здорового образа жизни, профилактика детской и подростковой безнадзорности и правонарушений, формирование навыков общения и толерантности, развитие творческих и интеллектуальных способностей, а также обучение культуре поведения, санитарно-гигиенической и экологической культуре, культуре взаимоотношений».

С. А. Сухоставская, О. А. Багнюк: «Детский оздоровительно-образовательный лагерь представляет собой уникальную среду для решения задач, которые моя коллега уже перечислила. Добавим, что включать детей в различные виды деятельности надо с учетом их возможностей и интересов».

Школа № 2, г. Ивдель-4.

Е. М. Миклина: «Я считаю основными задачами летнего периода организацию отдыха и оздоровления и предупреждение роста детской и подростковой преступности».

– И последний вопрос сегодняшней беседы: «Какой лично ваш педагогический прием никогда не подводит?»

С. А. Сухоставская: «Воспитывая, необходимо акцентировать внимание на достоинствах, это принесет гораздо больше результатов, чем регулярные упреки. Я не остаюсь безучастной, всегда верю в своих детей и горжусь ими, стараюсь их максимально поддержать, вселить веру в себя. И этот прием меня никогда не подводит».

Е. М. Миклина: «Мой педагогический прием звучит просто – «советуйтесь». Советуюсь с ребятами, обсуждая, например, проблемы взаимоотношений. Убеждаю учеников, что их мнение значимо, но предупреждаю: последнее слово остается за педагогом. И обязательно благодарю ребят за совместное обсуждение».

- Благодарю всех участников заочного «круглого стола» за откровенный и содержательный разговор. А теперь хочу обратиться к читателям: с чем-то из сказанного вы можете согласиться, с чем-то – нет, но уверена, что каждый почерпнет что-то важное для себя из состоявшегося разговора. Если вас, уважаемые читатели, затронули проблемы воспитания в школе – пишите нам, звоните, откликайтесь на затронувшую вас тему. Будем рады узнать ваше мнение.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

109