Меню
12+

Интернет-газета «Северная звезда»

07.05.2018 13:38 Понедельник
Категория:
Теги (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Память далекого детства

Дети, родившиеся до Великой Отечественной войны, в самом ее начале или в голодные послевоенные годы, цепкой детской памятью выхватили из калейдоскопа событий своей жизни главное – войну и Победу.

Даже самые маленькие в ту пору ребятишки навсегда сохранили в памяти рассказы взрослых, непосредственных участников военного лихолетья, то, что услышали они от отцов, братьев, матерей, то, что пережили сами. Сегодня своими воспоминаниями делятся с нами ивдельчанки, одной из которых к началу войны было 12 лет, вторая родилась через три года после Победы.

Провожали всем селом

Е. В. Носкова.

В 1941 году мне было 12 лет. Жили мы в Туринском районе, селе Коркино. Мой отец ушел на фронт добровольцем 29 июля 1941 года. Я помню, как его провожали всем селом, был митинг, собрались почти все жители. На митинге отец выступал. Дословно его речь, конечно, не помню, а вот последние его слова запали в детскую душу: «Моя капля крови за ведро фашистской».

Помню, лошадь запряжена в ходок и дуга украшена лентами. От Коркино до Туринска – 12 километров. Все время, пока ехали до Туринска, я сидела у отца на коленях и не знала, что больше не увижу его никогда.

С фронта мы получили всего 2-3 письма, в которых отец просил маму беречь детей, особенно тревожился он за сына-инвалида.

В январе 1942 года нам пришло извещение, что отец пропал без вести 8 января 1942 года. Мы сначала не поняли, что это значит, потом мама заплакала и сказала, что папочки больше нет. Через какое-то время мама пошла в райсобес оформлять пенсию на детей, и там ей сказали, что на днях в районной газете вышла статья, где описывается, как героически погиб мой отец.

Мама пошла в редакцию, там ей дали эту самую газету. Она принесла ее домой и прочитала всем нам. Статья называлась «Туринцы в боях за Родину». Я до сих пор помню ее наизусть: «8 января 1942 года зам. политрука Носков с группой бойцов в 10 человек ушли в разведку и попали в засаду. Фашистов было в 4 раза больше. Началась стрельба, наши бойцы отбивались, отвечали огнем, пока в дисках автоматов были патроны. Когда патроны кончились, Носков крикнул: «Красный воин в плен не сдается!» и взорвал себя последней гранатой».

Казню себя за то, что эту газету не сохранила. Воевал мой отец на Карельском фронте. Я разыскивала сведения о нем через газету «Уральский рабочий», мне ответил житель Петрозаводска И. Г. Саллинен. До сих пор храню его письмо, чтобы иметь хоть что-то, связанное с памятью об отце.

Сегодня мне 89 лет. После двух операций по поводу перелома шейки бедра сижу в инвалидной коляске, не могу сходить на кладбище, посетить могилы родных. Больше 20 лет прошло, как умерла мама, брат умер в 2005 году. Было у меня двое сыновей, и их схоронила. Осталась я одна со своими болячками. Обратилась в Туринскую газету: вдруг есть возможность найти статью1942 года, в которой рассказывается о моем отце? Подержала бы я эту газету в руках, и спокойно стало бы у меня на душе.

Е. Носкова, ветеран труда, инвалид II группы, г. Ивдель-3.

Мои дед и отец

Н. А. Захаров.

Великая Отечественная война навсегда осталась в памяти у детей послевоенных лет, которые и не воевали. Вот и у меня, Захаровой Светы, 1948 года рождения, в памяти живет мой дед, Никита Андреевич Захаров, которого я даже не знала. Год рождения его был 1896-й. К началу войны ему было 46 лет. Ушел дед на войну, оставив дома жену Наталью и шестерых детей: пятеро сыновей и дочь. Воевал он рядовым красноармейцем, последний бой принял под городом Валдай Новгородской области. Там в то время находился штаб Северо-Западного фронта и Управление партизанским движением.

14 августа 1943 года дедушку вынесли бойцы с поля боя, раненного в живот. Его поместили в госпиталь поселка Короцко, что в 2,5 км от Валдая. В этот же день мой дед умер, так сказано в официальном документе, в котором указана причина смерти.

Похоронен дед в братской могиле, где вместе с ним лежат еще более 300 бойцов. На этом месте стоит памятник и плиты, на которых высечены фамилии погибших, в том числе и моего деда.

Мой отец, Николай Никитич Захаров, ушел на фронт в 1943 году, знаю это со слов моей матушки. Попал в артиллерийское училище, где проучился 3 месяца. Затем курсантов отправили на фронт. По дороге их эшелон разбомбили, отца контузило, его комиссовали и до 1948 года он страдал эпилепсией. Последствия контузии сохранились до конца его дней, все это сказывалось на его поведении. Была у него любимая песня:

«Артиллеристы!

Сталин дал приказ.

Артиллеристы!

Зовет Отчизна нас.

Из сотни тысяч батарей,

За слезы наших матерей,

За нашу Родину, огонь! огонь!».

Вот так проклятая война коснулась и меня.

С. Н. Анисимкова-Захарова, г. Ивдель-4.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

26