Меню
12+

Интернет-газета «Северная звезда»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Мой дом – общежитие

Внешний вид общежития.

«Я вас приглашаю к себе в гости, приезжайте, посмотрите, как и в каких условиях живут инвалиды, дети, старики и старушки. Есть на что посмотреть, сфоткать и поместить в вашей прекрасной газете. Место действия – Ивдель-I, вахта-80, улица Вокзальная, 6. Комната моя № 17».

Из письма в редакцию Н. А. Блинова.

Микрорайон Ивдель-I процветающим не назовешь, и на это есть свои причины. Чтобы их понять, нужно вернуться на 20 лет назад, в девяностые годы, когда на волне крушения старого мира крупнейшие предприятия страны, а мелкие тем более, отказывались от содержания социальной сферы и радостно передавали ее в муниципальную собственность, потому что была она к началу двухтысячных разорена и растерзана, и не было смысла тратить на нее прибыль от производства.

Наш город можно считать наиболее пострадавшим от этих событий. Все четыре микрорайона – лесозавод, гидролизный, геологов, железнодорожников были привязаны к своим предприятиям, существовали за счет них и в результате проводимых в стране реформ были переданы в муниципальную собственность, в большинстве случаев полностью «убитыми». Все социальные сферы этих территорий легли тяжким бременем на городской бюджет, и без того не богатый. Передача шла по одному и тому же сценарию, что в микрорайонах Ивдель — 3, Ивдель — 4, то и в микрорайоне Ивдель -1. Последствия ощущаются и сейчас, и о них мы скажем позднее.

Ивдель – I – в прошлом  сфера интересов таких могущественных российских компаний как «РЖД» и «Газпром». Здесь изначально проживали работники этих предприятий, здесь ходили в садик и школу их дети, здесь получали они полу- и благоустроенное жилье от своих предприятий. Серо-красные «РЖД» владели, помимо жилфонда, столовой, баней, Домом культуры, детским садом, школой, другими объектами. «Голубой факел» построил дома, магазин, детский сад. В домах, конечно же, и сейчас живут люди, а вот из общественных зданий функционирует только школа и детский сад железнодорожников, восстановленный на муниципальные средства. В числе прочих объектов, доставшихся в наследство городу от газовиков, был двухэтажный дом для вахтовых рабочих в финском исполнении, на момент передачи уже изрядно потрепанный, но благодаря финскому качеству вполне пригодный к эксплуатации. В этой так называемой «вахте-80» у газовиков  находилось общежитие, под общежитие она приспособлена и сейчас. Адрес дома – ул. Вокзальная, 6. Туда и отправился редакционный «десант» хмурым ветреным днем такой неласковой нынешней весны.

Первое, на что мы обратили внимание, открыв калитку во двор, — вытаявшие цветочные клумбы, заботливо прибитые к забору самодельные кашпо. Наверное, летом тут красиво, если разводят цветы. Заходим внутрь. Бедновато, конечно, это так, но чем были приятно удивлены – это чистотой, порядком, домашним уютом. Есть холл с диваном, комнатные растения в кадках. На первом этаже – кухня, душевая, раковины для мытья посуды, прачечная со стиральными машинами-автоматами, сушка для белья, туалет. На первом этаже расположены комната дежурных и кабинет заведующей. На втором – тот же набор мест общего пользования, только без административных служб. В общежитии 27 комнат, одна используется для временного заселения (командировочные, пассажиры поездов). На момент нашего визита в них проживало 19 взрослых и один ребенок. 2/3 проживающих – люди пожилого и очень пожилого возраста. У некоторых – группа инвалидности.

Холл.

Слово «общежитие» у многих ассоциируется со студенческими годами или с работой на предприятии, где оно предоставляется. Но как так получилось, что общежитие стало для человека единственным домом, как попали эти дедушки и бабушки на Вокзальную, 6? Причиной всему – тяжелая жизненная ситуация, в которой каждый из них оказался, причем у каждого – своя. Познакомимся с ними поближе.

Эрна Александровна Биль, комнату в общежитии получила после пожара в своем доме. Сгорело все, едва сама успела выбежать:

– Жить здесь неплохо, лучше, чем в неблагоустроенном жилье. Меня навещает соцработник, дети помогли приобрести мебель. Нет горячей воды, это плохо, есть только теплая. И еще досаждает шум. В некоторых комнатах на нашем этаже – шумное веселье, особенно в 16-той. Нас здесь прописывают только на год, потом приходится проходить процедуру прописки снова. Я инвалид II группы, мне это тяжело. А вообще-то я довольна, трудности хоть и есть, но жить вполне можно.

Татьяна Николаевна Шабарова:

– В моем бывшем жилье развалилась печь, проживание стало невозможным. Мне предложили комнату в общежитии. Живу здесь уже 7 лет. Здесь и работаю дежурной. Тепло, чисто, мне нравится.

Людмила Владимировна Савинцева:

– Я довольна, что получила здесь комнату. После того, что мне пришлось пережить, недостатки жизни в общежитии уже не  кажутся страшными. Я приехала сюда из Луганской области, когда началась война. Зять привез сюда меня с внучкой. Здесь у меня родственники, сама я из местных. Когда стало потише, зять приехал, внучку забрал, а я решила остаться. Не жалею, что осталась, получила гражданство, пенсию выплатили за все время. Мне тут нравится.

Николай Афанасьевич Блинов, из его рассказа не очень понятно, как он в общежитии оказался. Когда-то имел свой дом, продал, теперь вот здесь.

– Воды горячей нет, приходится греть воду и с ведром идти в душевую. Мебель на кухне старая, конфорки у плит не работают. Условия плохие.

Н. А. Блинов.

Зашли мы и в 16-ю комнату, на которую, как и на некоторые другие, жалуются жильцы. Ее хозяйка – Светлана, инвалид первой группы, не ходит. Проживает с мужчиной. Еще у нее есть ухаживающий. Пенсией своей Светлана (ей около 40-ка лет) довольна, говорит, что смогла бы оплачивать не только общежитие, но и квартиру, если бы она у нее была. «На первый этаж не поеду», – категорически заявляет Светлана. Причина – первый этаж «тихий», основная масса пожилых людей проживает там. Да и дежурные всегда на посту. А на втором есть работающие, не достигшие пенсионного возраста, ведущие активную жизнь. Все это выяснилось из разговоров с жильцами, работниками общежития.

Поскольку речь заходит об оплате проживания, выясняем, что составляет она примерно 4 тысячи в месяц. Немало, но на высокие тарифы не пожаловался ни кто. Решаем, что эту ситуацию обязательно проясним позже.

Итак, главные проблемы вырисовались: отсутствие горячей воды, временная прописка.

Мы выслушали одну сторону – жильцов. А теперь узнаем, что думают об этом официальные лица.

Ирина Михайловна Нагаева, директор управляющей компании «Городская УК»:

– С жильцами общежития составляется договор коммерческого найма.

Наймодателем является наша управляющая компания, получившая полномочия на заключение договоров от главы Ивдельского городского округа. Договор коммерческого найма отличается от договора социального найма тем, что является срочным, то есть временным. Срок найма жилья определяется договором. По нашему договору это один год. Срок, на который наймодатель сдает жилье, является и сроком регистрации (прописки).

Что касается тарифов, то они также отличаются от тарифов на жилье, находящееся в собственности или в социальном найме. Постановлением администрации Ивдельского городского округа № 352 от 19 июня 2017 года установлены тарифы, например, для домов с центральным газом 17 рублей 54 копейки за квадратный метр, а для жилых помещений коммерческого найма – 58 рублей 72 копейки за кв. м. И дело тут не столько в степени благоустройства, сколько в том, что УК содержит штат сотрудников для ремонта, уборки, круглосуточных дежурств.

Содержит жилье, выполняет внутриквартирные работы, то есть все, что собственник выполняет сам, в общежитии выполняют сотрудники. Это и понятно:   труд дежурных, уборщицы, заведующей, плотника, слесаря должен оплачиваться, хотя зарплата у них совсем небольшая.

Вопрос о замене мебели для меня оказался неожиданным, никто из жильцов ко мне с ним не подходил, я думаю, он вполне решаем.

Татьяна Ярославовна Кукушкина, заведующая общежитием:

– По поводу отсутствия горячей воды мы обращались. Получили объяснение: траншеи теплотрассы заливает водой, трубы охлаждаются. Имеет значение и ветхость теплосетей (видимо, это и есть наследство 90-ых). Но теплая вода у нас есть, можно сполоснуться, вымыть посуду. Я считаю, что в таком общежитии, как наше, вполне можно жить. Чисто, уютно, жильцы освобождены от большинства бытовых проблем. Нас здесь пятеро сотрудников. Зарплата не превышает 10 тысяч. А решать приходится и проблемы этического плана, например, с шумной 16-ой комнатой. Заметьте, ни разу никого еще не сдавали полиции. Так же лояльно относимся и к должникам. Обслуживаем их фактически в кредит. (Общая сумма задолженности по услугам в общежитии составляет на 1 апреля 412 тысяч рублей по данным УК).

Официальный комментарий оказался бы неполным, если бы мы не задали свои вопросы главе Ивдельского городского округа Петру Михайловичу Соколюку:

«Общежитие на Вокзальной, 6 – не единственное в нашем округе. Это достаточно большое хозяйство, которое хозяйского глаза требует. Необходимо в ближайшее время провести своего рода ревизию по всем общежитиям, суммировать все проблемы и принять решения.

Что касается временной прописки, то я согласен с тем, что договоры найма могут быть пересмотрены, но только в отношении каждого отдельного жильца. Если будут основания, можно выходить на приватизацию своей комнаты.

Проживающим на Вокзальной, 6 скажу: планируем провести проверку коммуникаций в самом общежитии и потом заняться ремонтом, чтобы обеспечить жильцов горячей водой».

Мы думаем, что ответ главы – положительный момент в нашей истории. Но узнали мы о нем позднее, а сейчас мы пока – в общежитии. Общаемся с жильцами.

На правах приглашенных гостей побывали мы и в комнатах. По размеру они разные, но все большие, светлые, опрятные. У многих – новая современная мебель, на полу – коврики и дорожки. На тумбочках – телевизоры. И это жилье людей, которые в недалеком прошлом остались фактически на улице, без крыши над головой. Но город их не бросил, не позволил сделаться бездомными, и чем смог, тем помог. Нельзя требовать от муниципального жилья, чтобы оно выглядело как платный пансионат для состоятельных пожилых людей, таковы уж реалии современной действительности. Но каждый из жильцов, вдоволь пообщавшись с соседями в коридоре, может сказать: «Пойду к себе». И это большая жизненная удача, потеряв однажды все, получить возможность пойти к себе в комнату, в свой угол, в свой личный маленький мир.

И еще один положительный момент нашей истории. Встретили нас приветливо, в комнаты приглашали, люди были настроены доброжелательно, не выглядели грустными или озабоченными. Многие вышли в коридор, завязалась непринужденная беседа. И стало ясно, что здесь – коллектив, свой социум, где пожилые люди могут общаться, делиться бедой и радостью, где они, одинокие по сути, не чувствуют себя одинокими. Наши догадки подтвердили позже в беседе с И. М. Нагаевой. «А знаете, какие они пироги пекут, как праздники вместе отмечают, — говорит Ирина Михайловна, — к Новому году украшают коридор, устраивают общее застолье». И это притом, что большинству из них трудно ходить и нет возможности посещать общественные мероприятия. Здесь – своя компания, дающая возможность праздничный день календаря превратить в настоящий праздник.

Вот так прошла наша поездка в микрорайон Ивдель — I, на улицу Вокзальная, 6. Хорошо жить в общежитии или плохо – судите сами. Общежитие – маленький кусочек человеческого сообщества, где не может быть только  хорошо или только плохо, здесь все так, как бывает в жизни.

В рейде участвовали:

Надежда МЕХАНОШИНА, директор ГАУП СО «Редакция газеты «Северная звезда»,

Наталья АНДРЕЕВА, заведующая отделом писем,

Константин ТЕРЕХИН, корреспондент.

Коридор.
Душевая.
Умывальная.
Прачечная.
Кухня.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

286